Петров и ВасечкинПриключения Петрова и Васечкина. Каникулы Петрова и Васечкина.Маша Старцева
Официальный сайт фильмов

Ссылки партнеров:





СТАТЬИ


VK   Twitter    Facebook  

Актриса с эстонскими корнями, а также телеведущая, издатель и историк архитектуры

Вы несколько раз меняли сферу деятельности: были актрисой, работали на телевидении, делали документальные фильмы, занимались издательской деятельностью, изучали историю искусств - что вас побуждало каждый раз делать это?

Да, со стороны, наверное, забавно выглядит. Но, по сути, я ведь никогда не меняла сферы своей деятельности. Чем бы ни занималась, я всегда занималась искусством. Перед вами последовательный путь. От человека, который умеет принимать мир, пропускать его через себя и разделять со зрителем свои эмоции, к человеку, который способен воспринимать мысль, видеть смыслы, растолковывать их и передавать дальше. Я - проводник. Можно сказать: посвятила себя культуре памяти. И театр, и кино, и книга - это ее лики. 

В какой еще сфере вы хотели бы попробовать себя?

Я пишу. Сейчас переключилась с режима исследований на «светскую литературу», и в этом году выходит первая популярная книга  — «Моя Италия». Это портреты трех городов — Флоренции, Рима и Неаполя. Книгу очень хорошо приняли на ее родине. Я лауреат премии «Бродский на Искье — 2018», которая уже много лет проходит под патронажем Министерства культуры и туризма Италии и Фонда Лукино Висконти. Теперь с замиранием сердца жду, как встретит «Мою Италию» русский читатель. Ведь эта книжка не путеводитель, а серия монологов о том, что мне близко, что тронуло меня в итальянском искусстве. Кажется, я действительно, наконец, нашла самую комфортабельную форму общения. У меня очень сумбурная устная речь - наследство от актерства, письменная же дисциплинирует, дает возможность, несмотря на всю мою трепетность, существовать спокойнее и размереннее, говорить более доходчиво. 

Почему в научной деятельности вы выбрали именно русскую архитектуру XVIII века? Чем она уникальна, чем интересна вам? 

Ух, какой вопрос, на целую диссертацию! Спасибо! Ну, во-первых, XVIII век можно назвать юностью моего отечества. Россия прорывает свою изоляцию и становится полноценным участником мировых событий. Потому все те исторические, а значит, и художественные процессы, которые в это столетие протекали - чрезвычайно интересны всякому исследователю. Я родилась в Петербурге, воспитана этим городом. И я - петровист, то есть живу временем Петра Великого, как говорят историки - это «мое время». Мы ведь впервые тогда открылись миру и даже решились заглянуть в него. Мой город создавался на этом экзистенциальном перекрестке, в момент взаимопроникновения культур. И я заворожена процессом рецепции, то есть схватывания и освоения нами классических для мира художественных идей. Что-то присваивалось, что-то отбрасывалось, что-то осталось неизменным навсегда. Это было совершенно уникальное время, плоды которого явил всему миру уже следующий, девятнадцатый, век.

Во-вторых, архитектура - это ведь явление социальное. Вещь дорогостоящая, долговременная. Именно посредством ее и утверждаются жизненные ценности. Например, сегодня мы понимаем, что нам предлагается жить в муравейнике, и крут тот, у кого есть пентахауз. А во времена Петра общество было расколото на два других непримиримых лагеря - последователей реформ и горячих их противников. И, скажу вам, можно не заглядывать в учебники, можно определять политические взгляды на основании того строительства, которое ведется в усадьбах приближенных к власти. Вы можете сколько угодно твердить о вреде холестерина, но если, вернувшись домой, вы жарите какой-нибудь гамбургер, то, вероятнее всего, вы лукавите. Только об этом никто не узнает. Но как только вы приступаете к строительству или даже ремонту в своей квартире, вы высказываетесь гораздо более ясно. Автоматически распространяете определенную информацию. Кроме того, ваше высказывание начинает принадлежать миру материальной культуры, и на этом основании можно делать вполне конкретные выводы. Достаточно одного только факта - цените ли вы прабабушкин сервант или предпочтете новомодные идеи. Готовы ли искать, ошибаться, придумывать новое, свое. Или готовы открыть каталог и повторить симпатичную картинку. Я, конечно же, утрирую. Просто не знаю, как столь серьезный вопрос перевести в занятные примеры.

Как развивается сейчас ваша научная деятельность?

Я, как и всякий научный сотрудник, не в состоянии жить вне среды. К великому моему сожалению, мой институт был расформирован, так что я теперь «свободный художник». Но поддерживаю форму - внимательно слежу за научной литературой, участвую 8 семинарах. 

Планируете ли вы вернуться к какой-то из прошлых профессий?

Знаете, что удивительно? Ни одна из моих профессий не осталась в прошлом! Каждая из них стала частью фундамента, стала основой моей сегодняшней деятельности. Актерская профессия научила восприимчивости, умению подчиняться режиссуре пространства, с легкостью запоминать большие и сложные архитектурные устройства телом. Ведь именно так и выглядит «изнанка» существования на сцене. Огромные массивы текста, движений и эмоций актеры запоминают благодаря созданным для них мизансценам. Телевидение и кино -научили работе с картинкой. Они постоянно мне напоминают, что существующие даже в буковках образы должны представать наяву, должны становиться видимыми.

Кем вы хотели стать в детстве - учитывая, что уже в юные годы приобрели огромную популярность? 

Я всегда хотела быть ученым, потому что была уверена - это единственные люди, которых не ругают, когда они читают. И да, вы совершенно правы, я сразу получила то, к чему многие идут всю сознательную жизнь. Можно сказать: дальше я была совершенно свободна в своих пожеланиях к действительности. 

Эта популярность, она радовала вас или, наоборот, тяготила? Когда вы перестали ассоциироваться с Машей Старцевой («Приключения Петрова и Васечкина», 1983 г.), вам от этого стало легче или тяжелее? 

Популярность - это не так просто, как многие думают. Особенно когда она валится, как снег на голову. Просто представьте сейчас, что все люди, которые на вас смотрят - на улице, в автобусе, магазине, кафе, на новом месте работы, и всякий раз, когда вы входите в любую из комнат - все про вас знают. Не просто как вас зовут, но огромное количество подробностей вашей жизни им хорошо известно, и они уже давно оценили любой ваш поступок, задолго до того, как первый раз встретили. Вы и опомниться не успеваете, как всякий сажает вас в какую-нибудь банку, подписывает ее и размещает на полке в своем чулане. То есть люди общаются не с вами, а с собственным представлением о вас. В то время как обычно, вступая в общение, мы сначала наблюдаем друг за другом, медленно сближаемся, прежде чем приходим к какому-то выводу. В какой-то момент я просто ощущала себя героем фильма «Шоу Трумена», быть может, вы смотрели? С Джимом Кэрри. Всякий раз сталкиваться с готовым представлением о себе, то бороться с ним, то радоваться, то опускать руки — непросто. В какой-то момент я действительно разозлилась, мне надоел образ девочки-цветочка. И в первом же русском номере журнала Р1ауbоу я познакомила страну со своими вторичными половыми признаками. Как писали тогда, «опошлила светлый образ пионерки»...

Но я благодарна маленькой Маше Старцевой. Это из-за нее я научилась кататься на водных лыжах - потому что это обычно был первый вопрос, обращенный ко мне — «умеешь?» Благодаря ей поняла, что хорошо учиться и много знать — здорово. Увидела, из чего состоит зазор между грезами и серьезной работой. Познала радость творческого существования в команде. И вообще многое. Например, что известность — это, в первую очередь, ответственность. 

Вы много путешествуете, что вам дают путешествия в плане саморазвития?

Путешествия - часть нашего образования. Когда-то давным-давно, начиная с восемнадцатого столетия, неотъемлемая. В XIX веке возникает специальное название — Grand tour, то есть «Большое путешествие». Всякий образованный человек по окончании учебного заведения отправлялся в поездку по Центральной Европе и дальше. Люди более старшего возраста предпринимали Grand tour для расширения кругозора. Только сталкиваясь с разными традициями, укладами, бытом, мы начинаем узнавать что-то новое о себе и о своей культуре. Сравнительный анализ - одна из старейших и простейших практик. И путешествие не просто обогащение, но и способ самопознания. Точнее, вы правы - один из путей саморазвития.

В этом году, например, я совершила головокружительное многомесячное путешествие по Восточной Европе, местами чуть ли не пешком. И могу сказать, что была поражена. Вероятно потому, что сегодня мы воспринимаем приключение как несколько часов неудобств в аэропорту, потом скучное сидение в самолете, а вот потом уже начинается интересное. Только вот общее впечатление не складывается, с высоты перелетов мир видится лоскутным одеялом. Когда же путешествуешь как человек позапрошлого столетия, по земле, с массой сложностей, с необходимостью вступать в контакт с местными жителями по самым разным поводам, узнаешь много больше. Видишь, как прозрачны границы, понимаешь, из чего складывается та или другая общность. Жаль только, что наших туристов видно издалека. Заметишь в толпе презрительную гримасу — значит, русские. Это такая защитная реакция: - когда я не понимаю, не знаю, как к этому относиться, буду исключать это из своей картины мира. Знаменитый феномен, у Куприна есть даже рассказ на эту тему. Видите, мы еще не так сильно изменились.

Кстати, путешествия - это ведь не всегда далеко. Необязательно отправляться за тридевять земель. Так, неизвестный до недавнего времени храм XVIII столетия стоял всего в ста сорока километрах от Москвы. Он впервые мною полноценно описан, представлен науке и введен в круг памятников в первой четверти XXI века. Для того чтобы видеть в близком удивительное необходимо многое проехать, посетить, узнать. 

Есть ли у вас место, которое особенно заряжает вас, наполняет энергией, куда вы часто возвращаетесь или хотите вернуться? 

Рим. Он мой самый большой друг. И если вы не верите, что можно дружить с городами, тогда помочь ничем не могу. Но если знаете, что такое возможно, если вам знакомо это чувство единства с великим и наполненным пространством, когда вы уверены, что луч солнца тронул белый камень, чтобы обратить ваше внимание на удивительное скульптурное убранство, когда точно знаете, что птица не случайно именно сейчас, сверкнув крылом, вспорхнула ввысь и украсила для вас небосклон, когда не сомневаетесь, что это для вас приоткрыта дверь в роскошь частного палаццо и для вас существует этот сквер, которого даже нет на карте... это значит только одно - у вас получится и расслышать шепот истории, и овладеть языком искусства. 

Авторы фотографий: Анна Баранова, Екатерина Белиловская, Светлана Михайлевич
© LOOK, зима 2019



Вы можете поделиться этой статьёй!
Просто выделите фрагмент текста или нажмите на кнопку: