СТАТЬИ
Через тернии - к большому экрану
С кинорежиссёром Владимиром Алениковым мы познакомились лет десять назад. Тогда я, зелёный ещё пацан, делавший первые шаги в журналистике, был очарован телесериалами Аленикова о приключениях школьников Петрова и Васечкина, и мне хотелось поближе узнать человека, снявшего этот замечательный мюзикл. И вот однажды, приехав в Москву, я набрался смелости и позвонил Аленикову домой... Знакомство стало дружбой.Он снимал кино уже лет пятнадцать, а до этого работал в школе – сначала учителем французского и русского языков, литературы, затем завучем. «В школе был создан детский театр», - не без гордости вспоминал Владимир Михайлович.
Любовь к киноискусству привела молодого учителя к мысли о создании собственной киностудии, собственных фильмов. Вскоре идея воплощается в жизнь – в начале 70-х на любительской киностудии «Литфильм» Алеников снимает фильм «Сад», затем картину об армянском церковном композиторе Комитасе... Обретя некоторый опыт работы над фильмом, закончив еще один вуз – Ленинградский институт театра, музыки и кино, режиссёр предлагает свои сюжеты только что созданному детскому киножурналу «Ералаш» и на много лет становится его автором и постановщиком. Но до большого кино и большой славы было ещё далеко.
Об Аленикове заговорили в 1984 году, когда сериал о Петрове и Васечкине был показан по телевидению, а затем стал победителем множества кинофорумов (сначала – Гран-при Международного фестиваля детского кино в Испании, вскоре – аналогичная награда на Всесоюзном фестивале телефильмов, и ещё, и ещё...). Юные зрители начали объединяться: в шести городах бывшего Советского Союза появились фан-клубы поклонников этих сериалов.
- Успех был колоссальный, - говорил режиссёр, - но секрет его прост: в каждой школе, в каждом классе есть ребята, похожие на героев нашего фильма. О них мы и снимали кино.
Эти фильмы о первой школьной любви были во многом необычными. Герои предстали перед зрителем не в образах причёсанных пионеров – живые, нормальные дети жили в кино нормальной, не «совковой» жизнью: влюблялись, огорчались, дурачились... Стремление авторов уйти от показухи, стандартов, штампов не понравилось тогдашнему руководству Гостелерадио, и картинам, ещё не вышедшим в свет, грозила пресловутая полка...
- Это не пионерская мораль, не пионерские песни, - Алеников перечислял перипетии и тернии, сквозь которые ему, постановщику, автору сценария и целого ряда песен, звучавших в фильме, пришлось продираться. – К результатам двухлетней работы нашей съёмочной группы цеплялись, как только могли.
Сериал пришлось спасать. Алеников, имевший знакомство с дочерью тогдашнего генсека, пригрозил, что фильмы о Петрове и Васечкине желает посмотреть вся семья Андроповых и ещё неизвестно, что станет с теми, кто «запрещал». И чиновники Гостелерадио, не желая искушать судьбу, дали маленькому шедевру «зелёную улицу». В 1986 году, на заре перестройки, Владимир Алеников в содружестве с американским драматургом Дэвидом Вулкомбом поставил грандиозный по тем временам юношеский спектакль «Дитя мира»... Советско-американская труппа спектакля выступила на церемонии открытия состоявшейся в тот год сессии Генеральной Ассамблеи ООН, а затем отправилась в турне по Америке. Без советского режиссёра – власти СССР не выпустили его из страны. В штаты Алеников всё же попал. В 1989 году его мюзикл «Биндюжник и король», снятый по мотивам «Одесских рассказов» И. Бабеля, получил признание как у нас, так и по ту сторону Атлантики. В жизни режиссёра начался новый этап. Год спустя Алеников, организовав кинокомпанию «Аквилон», берётся за съёмки советско-американского триллера «Время тьмы» (в нашем прокате – «Феофания, рисующая смерть»), действие которого разворачивалось на стыке позднего язычества и раннего христианства на Руси. Автору этих строк довелось тогда провести несколько дней в киноэкспедиции Аленикова в маленьком подмосковном городке Озёры, где снимался фильм. Для жителей этого райцентра кино стало едва ли не профессией - многие из них участвовали в картине, а съёмки в окрестностях Озёр – главным событием в жизни городка. Вскоре режиссёр переехал в Лос-Анджелес. За несколько лет, проведённых под жарким калифорнийским солнцем, Владимир Алеников выпустил режиссёрский курс, который вел в американском вузе, создал несколько авторских программ на телевидении и радио, но до Голливуда дело не дошло. И он вернулся. Когда мы познакомились, Владимир Михайлович жил в скромной квартире в Новых Черёмушках и ездил на ещё более скромных «Жигулях». Теперь он перебрался в огромные апартаменты на Садовом кольце и водит мощный «Джип-Чероки». В общем, живёт благополучно, но большое кино не снимает.
- Почему? – спросил я его, будучи в гостях у режиссёра во время недавней поездки в Москву. - Знаешь, - ответил он с некоторой усмешкой, - хорошее кино стоит хороших денег. А хорошие деньги тратятся на околокиношные нужды типа Международного Московского кинофестиваля. В девяносто пятом году этот заштатный, в общем-то, фестиваль обошёлся казне в 27 миллионов долларов, тогда как престижный Каннский – всего в пять миллионов. Я был тогда гостем Московского фестиваля и своими глазами видел эти коньячные реки и брызги шампанского. Ещё деньги выделяют тем деятелям, которые больше всех орут, что российское кино надо спасать.
Сегодня возглавляемая Алениковым кинокомпания «Аквилон» осуществляет работу над целым рядом телевизионных фильмов и программ, среди которых 26-серийный художественный цикл «Короли российского сыска», созданный по мотивам мемуаров известного следователя начала века А.Кошко, а также ежедневная программа на канале СТС «Телефон спасения», воссоздающая моменты чрезвычайных происшествий и повествующая о работе аварийно-спасательных служб России. В сотрудничестве с «Аквилоном» заинтересованы французские кинематографисты. Режиссёр Владимир Алеников полон идей, замыслов, проектов и я уверен: ему удастся воплотить их на киноплёнке. Мы ещё увидим большое кино.
© Михаил Ермолович, 1997
© «Березники вечерние», 1997
28.07.1997
© «Березники вечерние», 1997
28.07.1997
Вы можете поделиться этой страницей!
Просто выделите фрагмент текста или нажмите на кнопку: