СТАТЬИ
От «Маши Старцевой» до историка искусства. Почему Инга Ильм не задержалась в США и актерской профессии
Звезда фильма «Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные» мелькала во второстепенных ролях до начала нулевых, после чего окончательно исчезла с экрана. В прошлом году Инга Ильм вернулась в кинематограф, но уже в качестве автора идеи сериала о художниках «Арт и Факт».Актриса с эстонскими корнями появилась на свет 22 декабря 1971-го в Ленинграде и навсегда осталась крепко привязана к этому городу. Папа-врач и мама-парикмахер были общительными людьми, так что в доме Инги Ильм постоянно собирались представители разных профессий. Вот только девочку, посещавшую юннатский кружок в городском Дворце пионеров, не вдохновляли ни приходившие в гости артисты, ни доктора.
«Я всегда хотела быть ученым. Потому что была уверена – это единственные люди, которых не ругают, когда они читают», - уверяла Инга.
Школьница побеждала во всесоюзных олимпиадах, наблюдала за жизнью насекомых и мечтала пойти в биологи, но ее планам помешали те самые друзья родителей, что захаживали в гости — кто-то из них взял фото симпатичной девочки и отнес на киностудию. Один телефонный звонок перевернул мир Инги — ее пригласили в музыкальную комедию «Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные», после которой в Ильм влюбились все мальчишки СССР. Но кому отдала сердце сама актриса и почему от карьеры кинозвезды все же отказалась?
Минусы ярлыка Маши Старцевой
По слухам, актрису на роль Маши Старцевой выбрал даже не режиссер Владимир Алеников, а юные артисты Егор Дружинин и Дмитрий Барков — им показали фотографии подходящих девочек из картотеки, и мальчики одновременно ткнули пальцами в снимок Инги. Школьнице съемки в Одессе показались забавной идеей: море, солнце, возможность подурачиться в компании сверстников.
«Работы как таковой я не помню. Все было светло и забавно. Петров действительно не умел плавать, и сцену, когда ребята якобы тонут, снимали на мелководье — они стояли на коленках на дне. Спасала их на водных лыжах не я, а специально обученная девушка, мастер спорта. Было невероятно трудно относиться ко всему этому серьезно. Если ты смотришь на камеру, то видишь кучу людей — кто-то чешет за ухом, ковыряет в носу. „Эй, Вася, подвинься…“ Все кажется очень просто», — вспоминала впоследствии актриса.
За «Приключениями Петрова и Васечкина» вышли «Каникулы…», так что фактически юные актеры провели в Одессе два года. В школу дети ходили раз в неделю, да и то на три урока. Кому-то это покажется раздольем, а вот отличница Инга из-за затянувшегося отдыха скатилась на двойки, а потому могла забыть о мечте стать ученым биологом.
Кроме того, Ильм не нравилось, что окружающие мигом изменили к ней отношение: прежде неприветливые одноклассники стали давать списать, люди в автобусе уступали место.
«Я была настолько ошарашена тем, что не я, а весь мир изменился вокруг меня, что с тех пор жила в таком легком подозрении. Мне все время казалось, что если со мной кто-то разговаривает, то делает это почему-то и зачем-то. Мне пришлось сменить школу. Перейдя в другую уже готовой Машей, я не вызывала у учителей такого сильного раздражения. Правда, я получала много писем. Тогда все обменивались календариками, и у меня была шикарная возможность делать это со всей страной», — признавалась актриса.
Итак, превратившаяся в двоечницу артистка срочно сменила планы: вместе с экранным Васечкиным она отправилась в Москву покорять Школу-студию МХАТ. На курс Юрия Еремина девушку приняли, вот только сама она впоследствии признала себя главной бездарностью потока — не отчислили Ильм только благодаря трудолюбию. Вместо 12 отрывков студентка играла на показах 16, потому что искала причинно-следственные связи происходящего на сцене. «Закончила институт по одной простой причине: я этого добилась исключительно «головой», — резюмировала артистка.
Заграничная любовь
На заре 90-х Инга снялась в целой череде фильмов, пусть и во второстепенных ролях. Среди них выделялись «Бег по солнечной стороне», попавший в программу Каннского фестиваля «Луна-парк». Особую же роль в судьбе актрисы сыграла российско-ирландская мелодрама «Лестница света» — после работы над лентой артистка вышла замуж за режиссера Джерарда МакКарти.
У пары родился сын Джейсон Джеральд Александр, но жизнь на две страны не способствовала укреплению союза, так что семья распалась. А творческие эксперименты Инги продолжились: звезда «Приключений Петрова и Васечкина» успела отучиться семестр в Rutgers University, а затем прошла курс в знаменитой актерской школе Ли Страсберга в Нью-Йорке.
Вот только США не пришлись ей по душе: складывалось ощущение, что жизнь американцев зависит от кредитов и распланирована на 10 лет вперед, а подобная предсказуемость артистке не нравилась. Интересно, что из Америки в итоге вернулись и уехавшие вместе с Ильм Егор Дружинин и писатель Дмитрий Липскеров.
Смена профессий
После Америки Инга блистала на сцене Театра имени Пушкина в спектаклях «Сон в летнюю ночь», «Дубровский», «Белая цапля». Своей любимой ролью актриса называла Дэйзи из «Великого Гэтсби», а также ценила сыгранных героинь в постановке «Любовь и всякое такое…»
С уходом из театра Ильм не перестала удивлять давних поклонников: она снялась для мужского журнала и стала ведущей «Горячей десятки» на РТР. Также Инга выпускала театральную передачу «Не верю», для которой писала тексты и занималась монтажом. А когда актриса в очередной раз увлеклась путешествиями, то влилась в независимый документальный проект «Другая жизнь».
Истинные мечты артистки исполнялись постепенно. Судьба свела Ингу с одноклассником подруги Игорем Северцевым, и вместе с режиссером и дизайнером актриса создала небольшой издательский дом.
В 2008-м Ильм поступила на факультет истории искусств в МГУ, выбрав в качестве специализации художественную культуру России первой половины XVIII века. Вскоре звезда советского кино поняла, что ее увлекает писательство, и начала публиковаться в научно-популярных журналах.
Дальше — еще интереснее, ведь Инга перебралась в Италию, ставшую для нее настоящим источником вдохновения. В 2018-м свет увидела книга Ильм о Флоренции, Риме и Неаполе, получившая премию «Бродский на Искье». «Это не путеводитель, серия монологов о том, что мне близко, что тронуло меня в итальянском искусстве, — поясняла артистка после выхода своего труда. — Тем временем, заканчиваю следующую книгу — о путешествии по Сербии. Кажется, я нашла самую комфортабельную для себя форму общения. У меня сумбурная устная речь — наследство от актерства, письменная же дисциплинирует, дает возможность, несмотря на всю мою трепетность, существовать спокойнее и размереннее — доходчиво».
Годами Инга ведет блог в ЖЖ, и на основе ее дневниковых записей вышла книга «Обрывки из реальностей. #ПоТэгуРим». Ну а в прошлом году актриса своеобразным способом вернулась к кинематографу: в качестве автора идеи сериала о художниках «Арт и Факт».
И при всем этом многообразии Инга уверяла, что ни одна из ее профессий, по сути, не осталась в прошлом, а легла в фундамент, став основой ее сегодняшнего призвания. «Я никогда не меняла сферы деятельности. Чем бы не занималась, всегда занималась искусством. Перед вами последовательный путь. От человека, который умеет принимать мир, пропускать его через себя и разделять со зрителем свои эмоции, к человеку, который способен воспринимать мысль, определять смыслы и растолковывать их, то есть передавать дальше. Я — проводник. Можно сказать: посвятила себя культуре памяти. И театр, и кино, и книга — это ее лики», — поясняла историк искусства.