Петров и ВасечкинПриключения Петрова и Васечкина. Каникулы Петрова и Васечкина.Маша Старцева
Официальный сайт фильмов

Ссылки партнеров:






СТАТЬИ




1. Статьи о фильмах
2. Статьи о Владимире Аленикове
3. Статьи о Владиславе     Дружинине
4. Статьи о Егоре Дружинине
5. Статьи о Дмитрии Баркове
6. Статьи об Инге Ильм
7. Статьи об Анастасии Улановой
8. Статьи об Александре Камоне
9. Статьи о Татьяне Островской
10. Статьи о Лене Делибаш
11. Статьи о Натальи Казакевич
12. Статьи о Генрихе Сапгире
13. Статьи о Борисе Яновском
14. Статьи о Софико Чиаурели

Мир сказочный и мир реальный (отрывок из книги)

Сегодняшние дети - искушенные телезрители. Чуть приестся им очередной фильм, как они готовы легким нажатием кнопки переключиться на другой канал. И уйти во взрослый мир, в совсем для них не предназначенную программу, где задаются далеко не детские вопросы. Или, поставив пластинку, включив магнитофон, окольцевав себя наушниками, погрузиться в музыкальные ритмы.

Сколько бы мы ни сетовали и ни иронизировали, факт остается фактом: к эстрадной музыке (увы, частенько далеко не лучшей!) современные дети приобщаются скорее, чем к азбуке. Тревожно, когда чтение сдает свои позиции в кругу детских интересов. Но эстрада из силы отвлекающей способна стать надежным помощником в нравственном и эстетическом воспитании ребенка. Плодотворным может быть и ее союз с телеэкраном, с телефильмом, обращенным к детям. Сочетание эстрадных и кинематографических форм рождает особый язык, позволяющий доходчиво и увлекательно говорить с детской аудиторией о таких сложных и высоких материях, как долг, справедливость, красота и даже самосовершенствование личности. При условии, конечно, если авторы тонко чувствуют игровую стихию и относятся к игре всерьез. Тут дети проявляют такую чуткость, что и взрослые им могут позавидовать.

Героев телевизионного фильма режиссера В. Аленикова “Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные” (сценарий В. Аленикова и В. Горлова, Одесская киностудия, 1983) зрители встретили как своих знакомцев. Персонажи эти родились в детском юмористическом киножурнале “Ералаш”, откуда, кстати, в фильм перекочевали и многие мотивы забавной истории двух друзей, которым никак не удается опередить свою одноклассницу, прекрасную во всех отношениях Машу Старцеву. Приключения, происходившие с Петровым и Васечкиным, были таковы, что могли вызвать к ним зрительскую симпатию, но и слегка снисходительное отношение, какое бывает у старших братьев к младшим, повторяющим уже знакомое и пережитое. Другое дело - следующая лента В. Аленикова, “Каникулы Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные” (она была удостоена приза жюри на Всесоюзном фестивале телевизионных фильмов 1985 года в Киеве).

Водевильные положения здесь сменяются комическими ситуациями уже несколько иного рода, больше основанными на непосредственных жизненных наблюдениях. Иными становятся и сами “правила игры”: от героев теперь требуются не столько ловкость и удачливость, сколько определенные человеческие качества. А по форме фильм отчетливо приближается к эстрадным жанрам, к мюзиклу. Герои не только разговаривают, но и танцуют и поют. Однако это воспринимается как естественная форма их самовыражения, потому что в экранной хореографии легко узнаваемы характерные движения резвящихся мальчишек, разве что ритмически подчеркнутые. А песенки рождаются столь органично, что зрители сразу же подхватили их и стали распевать, повторяя жесты и мимику полюбившихся героев.

Петров (Дима Барков) и Васечкин (Егор Дружинин) приезжают на каникулы в пионерский лагерь, где с тревогой ждут появления хулигана по кличке “Гусь”. Известие обрастает кривотолками, рождает причудливые фантазии. Под угрозой может оказаться благополучный отчет о воспитательной работе. Вот за эту опасную фигуру и принимают двух друзей. И те с увлечением начинают дурачить тех, кто, подобно дежурному по лагерю Антону, насаждает в лагере скуку и формализм. Впрочем, в финале Петров с Васечкиным выходят из своей роли и смело вступают в неравный поединок с настоящим хулиганом. И Маша Старцева придет в изолятор, чтобы поздравить и утешить пострадавших в бою друзей.

Но не это главное в новых приключениях ребят. Они мечтают об игре на всю жизнь. Ее подсказывает им великая книга Сервантеса “Дон Кихот”. Вначале игра эта кажется забавой, она подталкивает лишь к эксцентрике, - например, помчаться на велосипеде прямо под крылья ветряной мельницы и взлететь на них, а потом прыгнуть с высоты, доверившись лишь легкому зонтику от солнца. Увы, выбрать роль благородного героя легче, чем соответствовать ему в жизни. А совершить однажды по его примеру отчаянный поступок еще не значит быть бесстрашным.

Друзья честно разыгрывают свои партии: Васечкин - Дон Кихот мечтает о подвиге, а Санчо Панса - Петров - о вкусном обеде. Один рвется вперед, а другой вспоминает уютный пионерский лагерь, который они покинули. Один безумствует, другой старается его удержать. Но жизнь вносит свои поправки в эту игру. Черты Дон Кихота начинают проступать в Санчо Пансе. А Васечкин пугается собаки, принимая ее за волка, удирает от коровы, показавшейся ему страшным быком. Дон Кихоту приходится спуститься со своих высот и по достоинству оценить поведение друга. Тот оказывается более Дон Кихотом, чем выбравший эту роль Васечкин. И в благородстве он его опережает. На вершине горы красуется прекрасный цветок эдельвейс. Но Васечкин, карабкавшийся за ним, возвращается с полпути: все равно завянет, объясняет он сам себе. А Петров достигает вершины. Цветок он застенчиво и искренне отдает Васечкину: пусть Маша думает, что подвиг совершил друг.

Да, объявить себя героем, принять его роль - это еще не все. А как им стать? Фильм учит отличать браваду от истинных чувств и благородных поступков.
М., “Искусство”, 1987
© А. Романенко




Вы можете поделиться этой страницей!
Просто выделите фрагмент текста или нажмите на кнопку:
Петров, Васечкин и другие:  Статьи