СТАТЬИ
Презентация нового DVD и автограф-сессия
Владимир Алеников: Добрый вечер. Для нас всех совершенно поразительный сегодня момент, потому что думали ли мы, двадцать с лишним лет назад, что когда-нибудь эти сцены, которые вырезались нещадно цензурой, будут вставлены обратно в ленту двадцать лет спустя ? Думали ли мы, что вот так будем сидеть перед вами и, двадцать лет спустя, отвечать на вопросы? Ведь у фильма часто очень короткая жизнь. Вы сами знаете, сколько выходит картин - они проживают короткую жизнь и очень быстро исчезают. И, конечно же, мы все счастливы, что жизнь наших картин оказалась продолжительной. И благодаря этому новому изданию жизнь эта будет продолжена и обретает совершенно новую стадию. Я не хочу сейчас долго распространяться, потому что уверен, что у вас будут еще вопросы.Михаил Хуберян (заместитель генерального директора фирмы "Twister", издателя полной версии фильма): Может, прежде чем у вас пойдут вопросы, кто-нибудь из актеров хочет что-то сказать?
(Наши герои переглянулись)
Егор Дружинин: Пусть лучше пойдут вопросы… Кто-нибудь хочет о чем-нибудь спросить? Спрашивайте…
(молчание)
Инга Ильм: (улыбается) Ну вот, и хорошо посидели!
(общий хохот)
Собеседники (гости, пришедшие на конференцию): Промелькнула информация о продолжении фильма…
Владимир Алеников: …но пока это проект. Как все в кино, это зависит от финансирования, вы же знаете. Тем более, что мы задумали не самый дешевый проект. Если это произойдёт, то это будет мюзикл, современный мюзикл, а это дорогостоящая затея.
Собеседники: А сюжет какой?
Владимир Алеников: Это секрет.
Собеседники: А открыть секрет можете?
Владимир Алеников: Нет. Единственное, что можно сказать, все трое героев, естественно, будут участвовать. Условно фильм называется "Петров и Васечкин 20 лет спустя". И это будут новые, сегодняшнего дня, приключения.
Собеседники: Это кино или мюзикл на сцене?..
Владимир Алеников: Нет, это кино. Это киномюзикл.
Собеседники: А на сцене?
Владимир Алеников: Такой мысли пока не было.
Собеседники: А почему именно мюзикл?
Владимир Алеников: Почему мюзикл? Во-первых, потому, что мы все очень любим этот жанр. Во-вторых, потому что мы считаем себя в какой-то степени первооткрывателями этого жанра в кино и хотели бы это продолжить.
Собеседники: Это что-то из разряда, как "Каникулы…", да?
Владимир Алеников: Совершенно верно, "Каникулы…" - это был мюзикл. Хотя это уже будет, повторяю, другое кино. Это современный мюзикл.
Леха (посетитель vasechkin.ru): Композитор какой-то уже определенный или пока все расплывчато?
Владимир Алеников: Хотели бы попробовать все с той же Татьяной Островской, а там будет видно.
Леха (посетитель vasechkin.ru): Она еще не знает?
Владимир Алеников: (улыбается.) Она знает. Она живет в Атланте. По счастливому стечению обстоятельств она написала музыку к первому фильму моего сына.
Собеседники: Как фильм называется?
Владимир Алеников: Фильм называется "Экс-постфактум", по-латыни. Что это значит? Значит… "до произошедшего".
(Пауза.)
Егор Дружинин: Дорогие друзья, еще какие-нибудь вопросы?..
Владимир Алеников: Давайте для затравки объясню, в чем прелесть вот этого издания (подарочный полный комплект "ПиВ"). "Петров и Васечкин" до этого выходили много раз. Как минимум полдюжины вариантов редакций на кассетах. И на DVD выходили. Но здесь впервые восстановлены, вырезанные когда-то, цензурой сцены. Впервые здесь существует целый фильм про то, как они все трое попали в кино. Все это запечатлено. Мы нашли целый 20-минутный фильм, сделанный на эту тему. Впервые вся история персонажей, которые до того как ожили благодаря нашим артистам, уже существовали и в рисованном виде, и в "Ералашах". Все это есть на дополнительном диске. Здесь больше 100 минут материалов. В этом смысле, это издание уникально. Ничего похожего раньше не выходило и, признаться, и в мыслях не было, что когда-нибудь такое выйдет. Потому что когда-то, когда фильмы только были закончены, они благополучно легли на полку. Обо всем этом я рассказываю в своих комментариях, и артисты рассказывают. Так что вы все это увидите и услышите. Если очень коротко… Они легли на полку с грифом "Хранить вечно", то есть было ясно, что никто никогда их не выпустит вообще. Два года шла борьба за выход картины. Опять же, вся эта история рассказана в бонусных материалах. И вот, наконец, все произошло 20 с лишним лет спустя.
Дмитрий Барков: Мы этого сами не видели.
Инга Ильм: Да…
Егор Дружинин: Но мы помним. Помним, что в картине "Каникулы Петрова и Васечкина" в первой серии пропало целых два музыкальных номера. Первый - это парафраз с гоголевского "Ревизора". Это допрос Бобкиной двумя остальными девочками - Анкой и…
Инга Ильм: …Звучит угрожающе… Допрос…
Егор Дружинин: Да, именно допрос. Потому что она приносит им информацию о том, кто они - эти загадочные два человека - Петров и Васечкин. И дальше принимают решение о том, что они смогут завладеть их сердцами и смогут их обаять всячески. То есть это вторая, дополнительная серьезная интрига в ленте, которая сохранилась в фильме, но она, из-за того, что сцена ушла, не была заявлена в открытую - так, на уровне подсознания там и осталась. И был большой номер в конце первой серии…
Владимир Алеников: Он восстановлен…
Егор Дружинин: От лица Инны Андреевны…
Владимир Алеников: Нет, а вот этого номера нет.
Егор Дружинин: И был еще один большой и хороший номер. Очень красивый, насколько я помню. От него осталось несколько планов. В картине, процессия, которая уходит в туман по пляжу - на самом деле это был целый номер.
Инга Ильм: А я помню отличную историю, как Владимир Михайлович был французом!..
Егор Дружинин: Это вторая…
Инга Ильм: …это вообще никому не известно…
Владимир Алеников: Нет, вот как раз сцена с французом - ее мне удалось полностью восстановить, и ее вы увидите в коллекции, она есть.
Егор Дружинин: Но так как одна сцена не восстановлена, то у нас есть шанс еще через год встретиться, у нас будут новые материалы. Они где-то сейчас лежат - мы их найдем…
Владимир Алеников: Вообще чтобы вы понимали (потому что здесь много молодежи, вы это время если и помните, то очень смутно) была цензура, когда выходили наши картины. Например, в "Приключениях" Васечкин и Петров разговаривают, идет диалог: "Ты за кого - за Солнце или за Луну?" Петров говорит: "За Луну!" На что Васечкин тут же ему дает свою версию: "За Советскую страну!". Вот слово "советская" вы в фильме не услышите - оно там забито звонком и топотом ног, потому что это сразу показалось крамолой - как это так, что это значит: " за Советскую страну" - а в чем тут намек?.. То есть это уже не подходило даже на таком уровне.
Егор Дружинин: А во второй серии, вернее во втором фильме, в сцене объяснения Васечкина с Анкой есть слова "в душе я активист и красный следопыт", которые потом пришлось поменять на слова "и даже следопыт".
Владимир Алеников: …потому что слово "красный" - это было как красное для быка, это не подходило ни под каким видом. Я уж не говорю о том, что вообще, когда "Каникулы" были сделаны, и их посмотрело московское начальство, то они сказали: всего этого никогда не будет. И, поскольку все-таки кому-то картина очень нравилась, из начальства сказали: "Ну, хорошо, доснимите сцену чтобы было понятно, что это "Ревизор". "Как же так? И так понятно, что "Ревизор" - все же знают это…" "Нет-нет-нет! Никому непонятно!" И мы, уже когда съемки все давно закончились, доснимали эту сцену…
Егор Дружинин: …уже тогда, когда шло озвучивание. Эта сцена была снята уже после того, как съемки закончились.
Инга Ильм: Вы еще раз все вместе встретились… Меня не взяли в этот раз!
Владимир Алеников: А Инна Андреевна в этой сцене распределяла роли и т.д. Но самое интересное, что эта огромная доснятая сцена, которая стоит в начале "Каникул", она не спасла фильмы от печальной участи - они все равно легли на полку. Высказывали: это все не пионерская пластика, это не пионерские песни и музыка не пионерская, и вообще все это американизмы. И мы показывать этого не будем ни-ког-да. С этого все и началось…
(Пауза. Никто не решается задавать новых вопросы.)
Владимир Алеников: (улыбается) Интересный у нас разговор.
Егор Дружинин: Да-да-да!..
Собеседники: Вот вы об американизмах сказали. Не пытались фильм показывать американцам?..
Владимир Алеников: Я должен сказать, что "Петров и Васечкин" был первым советским детским фильмом, показанным по американскому телевидению. Я не знаю, сколько еще их потом было показано, но это знаю точно, потому что он был на фестивале в Чикаго и после этого был показан по одному из основных каналов - как я знаю, достаточно успешно. Это было.
Собеседники: По-моему, за второй фильм даже призы какие-то дали перед перестройкой?..
Владимир Алеников: Честно говоря, и за первый даже какие-то дали. Нет, дело в том, что пока шла борьба за выход фильмов, редакторы Одесской киностудии, большие фанаты наших произведений, тайком от московского начальства - это было как криминал, тогда они шли на большой риск, рисковали своим положением - отправили, картины на ряд фестивалей. В том числе "Каникулы" попали на Испанский кинофестиваль, что было по тем временам просто неслыханно - капиталистический фестиваль - туда, знаете ли, так просто не попадешь… И тем не менее туда отправили, и мало того, картина оттуда вернулась с главным призом фестиваля детско-юношеских фильмов. Впрочем, это не очень нам помогало, потому что потом, во время моего разговора с министром Лапиным… Давайте, я чуть подробнее расскажу - этого нет в бонусах… В какой-то момент, я уже абсолютно отчаялся, понимая, что фильмы никогда не выйдут, потому что к кому только не обращался. Обращался к Сергею Михалкову, в Институт художественного воспитания Академии Наук СССР, к Дмитрию Кабалевскому - нашему великому композитору, к Наталье Сац - замечательному режиссеру, руководителю детского театра… Ко всем известным людям, работающим в области детского творчества… И все равно был момент, что - ни в какую. Все мои письма - они ложились на стол. Как это было принято в советское время, когда на кого-то жалуешься, эта жалоба приходит к тому, на кого ты жалуешься. Поэтому все письма ложились на стол "Гостелерадио", нашему заказчику, одному из замов председателя. И в какой-то момент я понял что все, выхода нет - фильмы не выйдут никогда. И, может быть, они бы и не вышли, но произошло следующее: я набрался наглости и позвонил министру Лапину Сергею Георгиевичу, председателю "Гостелерадио". Меня, как ни странно с ним сразу соединили. И я говорю: "Это Алейников, режиссер…" Он говорит: "И что же вы хотите, голубчик?" Я говорю: "Как, что хочу… Мы вот два года работали, сколько денег потрачено, почему же фильмы не выходят?". Он говорит: "А как же они могут выйти, миленький мой, фильмы-то плохие…" "Как, плохие?" Это был настолько удар ниже пояса, я ко всему готовился, только не к такому разговору. "Ужасные фильмы. Их же смотреть невозможно. У вас есть какая-нибудь другая профессия вообще?" Я говорю: "Ну, как это? Нет…" "Это очень жаль, очень жаль… Извините, но вы в кино работать не можете и не будете. Поэтому, я вам советую… Вам сколько лет? Тридцать? Ну, вы еще молодой человек, вы сможете еще что-то такое найти. Всего доброго" Я говорю: "Одну секундочку, ну, как же, а вот на фестивалях же она получила приз… В Братиславе получила приз, в Хихоне (Испания) получила приз…" Он говорит: "Миленький, ну а чего же вы хотите. Это ведь зарубежные, западные капиталистические фестивали. Они там специально дают призы нашим плохим фильмам. Это провокация такая, а вы попадаетесь. Ну, всего вам доброго". И вешает трубку. И я сижу убитый. Абсолютно. Я понимаю, что моя жизнь закончилось. И второе, что я ещё понимаю, что-то не то, в этом разговоре. И так просидев минут пять, я еще раз набираю его референта с которым я разговаривал, и говорю: "Извините, вот я сейчас разговаривал с Сергеем Георгиевичем. Я могу уточнить, когда он смотрел фильмы? Потому что мне надо на студии это сказать" "Сейчас, сейчас, секундочку" Я с бьющимся сердцем сижу, жду. Он: "Извините, мы эти фильмы не смотрели" "Как не смотрели?" "Так" "Вы, наверное, ошибаетесь" "Я? Ошибаюсь? Я отвечаю за все просмотры!". "Вы уверены?" "Стопроцентно. Мы никогда эти фильмы не смотрели. Всего доброго". Я думаю: "Ах ты, сукин сын, ты ж меня чуть не убил сейчас". И вот после этого, уже набравшись совсем отчаянной наглости, поехал к дочке Андропова… И вот эту историю вы уже можете, всю, выслушать на DVD.
Собеседники: Вас все знают как режиссера киностудии "Мосфильм". Как сложилось так, что эти фильмы снимались по заказу "Гостелерадио" и именно на Одесской киностудии?
Владимир Алеников: Ну, потому что, именно Одесская студия предложила мне писать сценарий про Петрова и Васечкина. Дело в том, что, впервые Петров и Васечкин появились в "Ералаше" снимавшемся на киностудии им. Горького. То есть уже эти имена фигурировали, уже были какие-то пробы, поиски характеров шли. И одновременно у меня публиковались какие-то рассказы про них. И Одесская студия зацепилась и за "Ералаш", и за рассказы. В какой-то момент мне оттуда позвонили и сказали: "Не хотите ли написать для нас сценарий комедийного фильма?" С этого все и началось. Сначала был написан сценарий, а потом уже сценарий настолько понравился мне самому, что я поехал его туда снимать, и застрял в Одессе на два с половиной года. "Каникулы…" никто не собирался снимать. "Каникулы…", честно скажу… Я считал, что с "Приключениями…" мы все закончили, навсегда и так далее.… И когда мы их сдавали, вдруг наш заказчик, директор фирмы "Экран", говорит: "Да, кстати, мы пока этот фильм положим. Мы его пока выпускать не будем, вы снимите нам продолжение", "Чего? Какое продолжение? О продолжении и речи быть не может". "Если не может быть речи о продолжении, тогда не может быть речи о вашей дальнейшей работе вообще". Жесткие были времена... Я говорю: "Как? Тогда что-то, может быть,… совсем другое?" "Другое. Но, вот снимите нам". "А можно мюзикл? Совсем другой жанр?" "Пожалуйста. Думайте". И мы полетели с оператором обратно в Одессу, и пока мы летели на самолете, за эти два часа был придуман и "Ревизор" и "Хулиган" и "Дон Кихот". Принципиальная композиция, концепция.
Собеседники: У меня вопрос к героям. За время съемок у вас у кого-нибудь возникало желание выйти из проекта, и что бы, если бы такое желание было, послужило катализатором?
Инга Ильм: Но ведь нам было по двенадцать лет.
Собеседники: Ну, что-нибудь. Какие-нибудь конфликты в этом роде.
Егор Дружинин: Нет. Поймите. Вы задаете вопрос людям, у которых тогда, на то время…
Собеседники: …еще несознательного возраста?
Егор Дружинин: Вопрос ставился так: "Хочешь ли ты, мальчик, сниматься в кино…
Инга Ильм: …или учиться в школе?"
(дружный хохот)
Егор Дружинин: Мы снимали первую картину, съемки первой картины начались в сентябре и закончились они перед Новым годом. А съемки второй картины продолжались летом и осенью, в том числе. Мы успели поучиться в одесской украинской школе, мы успели поучиться в молдавской школе, мы успели многому научиться…
Дмитрий Барков: … и везде на "отлично"...
Егор Дружинин: Да. В то время главный наш принцип был, в школе: нужно было говорить быстро, громко и с максимально большим количеством слов в минуту. Отвечая, на уроках, предположим. Если спрашивали на уроке английского языка, задавали какой-то вопрос, надо было быстро встать и очень быстро много-много слов сказать. И тогда у педагога уже просто рука не поднималась поставить тебе двойку, потому что ты заслужил только двойку, потому что в этом предложении ни одного слова, сказанного правильно. Но нельзя же за такой энтузиазм было ставить двойку. Поэтому мы получали, там, четверки и иногда тройки. А так как мы этот принцип раскусили, то он срабатывал на всех остальных предметах, на алгебре и даже на уроках украинского языка.
Дмитрий Барков: Да, я помню, за украинский язык…
Егор Дружинин: …И мы получали оценки виноградом, помидорами и картошкой.
Владимир Алеников: Спасибо. Теперь, я наконец понял, почему они так охотно снимались. Мне все казалось, что им нравится вообще-то сам процесс…
(смех)
Собеседники: В фильме обыгрываются два классических произведения - "Ревизор" и "Дон Кихот". Почему именно эти два произведения? Была ли идея взять другие какие-то произведения?
Владимир Алеников: Почему именно эти два… Мне сейчас трудно вспомнить, почему именно эти два. Что я четко помню, что обе идеи родились во время этого перелета Москва-Одесса. И я не помню, чтобы я довольно долго выбирал какая история. Поскольку мы уже попробовали одну классическую историю в "Приключениях…", там есть, если вы помните, шекспировское "Укрощение строптивой", то я решил, что нужно следовать именно этому пути. Нужно взять какую-нибудь замечательную классику и попробовать интерпретировать ее в сегодняшний день вместе с нашими персонажами. И мне показалось, что и "Ревизор" и "Дон Кихот" идеально ложатся в данном случае на всех трёх героев и на их возможные приключения. Я не помню, чтобы рассматривались какие-то другие варианты. Нет.
Егор Дружинин: Это из политических соображений, к тому же. Потому что к классике тяжело придраться. Всегда можно было сказать: да, форма у нас такая - дети не по-советски танцуют и поют, но, по сути, это же… школьная программа. "Ревизор" и "Дон Кихот".
Владимир Алеников: Ну, тяжело придраться. Однако, тем не менее, это произошло.
Собеседники: Господа актеры, на вас в юном возрасте свалилась такая большая слава и известность. Вы подвержены были "звездной болезни"?
Егор Дружинин: Ты учился со мной в одной школе! Вот скажи, ты видел меня с плакатом "Дружинин - звезда!" на нашем доме. Нет, не было! Я как продолжал жить в своей коммуналке, так и остался. Дима готовился со своей звездной участью вылететь из нашей школы. Именно благодаря тому, что участвовал в съемках. Ну какая там слава! Нет, приходило очень много писем, особенно после выхода картины. Мы уже успели, не то чтобы подзабыть… Для нас это было в первую очередь конечно же приключением, а потом уже… Ничего в нашей жизни, не поменялось после того, как картина вышла на экраны.
Инга Ильм: Неправда, мне стали давать списывать.
Егор Дружинин: А так как я был круглым пятерочником, то мне не надо было давать списывать. Было очень много забавных писем, Владимир Михалыч мне зачитывал.
Инга Ильм: Да мы сами хвастались!
Егор Дружинин: Да-да-да! Какие-то письма… Было очень много, но вот я помню, что вот у меня была небольшая какая-то пачка… Они в основном приходили на "Гостелерадио" и в Останкино, потому что адресов наших фактически никто не знал. Хотя до меня добралось два человека. Один человек, по-моему, сейчас мэр какого-то города на Урале где-то.
Инга Ильм: Ты зря, кстати, не поддерживаешь отношения.
Егор Дружинин: Наверное. Я помню, что у него фамилия была Романов, и девочка одна приехала. И тот и другой, но мальчик в меньшей степени, а вот девочка - она была шокирована просто, она не верила, что у меня нет машины, что я живу в коммуналке, что у нас нет горячей воды дома. Ей казалось, видимо, что после того, как вышла такая популярная картина, и мы стали такими знаменитостями, что все должно было в нашей жизни поменяться.
Николай Назоров: Вот мне сейчас интересную записку передали. Не знаю, кто. "Коля, пожалуйста, не мог бы ты спросить у героев, об их любимых моментах в фильме. Я боюсь".
Егор Дружинин: По-моему, мы уже рассказывали.
Собеседники: Самые лучшие моменты. Где интересно было сниматься, может быть. Где любопытно было посмотреть на себя с экрана…
Дмитрий Барков: Интересно было в дуэли, когда костюмы, когда усы приклеивают, когда я там заходил куда-то в магазин, такой мальчик с усами… А я был в гусарском костюме…
Егор Дружинин: Самое замечательное было не это. Когда у нас была такая сцена дуэли, где меня убивали. У меня, значит, кровь на полгруди…
Инга Ильм: Вас по очереди убивали.
Егор Дружинин: Да, нас по очереди убивали. Но я помню, когда убили меня - я лежу на песке, мы снимаем это все, а вокруг меня стоит Дима, Инга, Шалолашвили, Варакин... И все ржут. Потому что смерть маленького мальчика - это всегда смешно. А особенно во время дуэли - это просто замечательно. Ну, они все ржут, и я тоже ржу. И дальше вот как бы интересно следить за тем, кто как скрывает то, что он смеется. Потому что смеяться в кадре, особенно тогда, когда это не подразумевается режиссером, негоже. Шалолашвили удобнее всего, на нем большая папаха, она скрывает ему пол-лица…
Инга Ильм: Нет, он кулак засовывал в рот.
Егор Дружинин: Кулак в рот засовывала ты потом.
Инга Ильм: Нет, нет, я просто смеялась.
Егор Дружинин: Варакин прикрывался фуражкой, Дима закрывался рукой, и получалось, что я один в таком гадостном положении. Я лежу, и мне ничем не закрыться. Тогда я соединяю руки Инги и Димы и пытаюсь это сделать так, чтобы эти руки находились между мной и камерой, чтобы никто не видел, как я смеюсь. Самое ужасное, что именно этот дубль, конечно же, был взят в результате в финальный монтаж.
Инга Ильм: Мы там все прикалывались, это видно всё, на самом деле. Это было, да, самое клёвое…
Владимир Алеников: Доктора в этой сцене играл папа Егора, мой близкий друг и хореограф картины, Владислав Дружинин, к сожалению, он заболел и сегодня не смог придти. Он сыграл несколько ролей в фильме. В "Приключениях…" он был учителем рисования, а в "Каникулах…" он у нас был такой придурковатый альпинист…
Егор Дружинин: Да, да. Свалившийся…
Владимир Алеников: …и одновременно доктор, на дуэли.
Егор Дружинин: Доктор тоже был не совсем адекватный. Все нормально махали рукой, когда мы уезжали, а доктор так плавно, медленно…(показывает)
Инга Ильм: Вот он, кстати, на фото, держит этот бюст…(показывает на афишу)
Владимир Алеников: Да-да-да…
Егор Дружинин: Бюст сохранился?
Владимир Алеников: Бюст, нет, не сохранился, папа сохранился.
Егор Дружинин: Папа сохранился. А медалей было, Ингиных, в первом фильме "За спасение утопающих"…
Инга Ильм: Она тоже не сохранилась.
Егор Дружинин: Ни одна не сохранилась, ни следующая, она их теряла периодически.
Инга Ильм: Потому что мы залезали на дерево.
Егор Дружинин: А медали реальные, люди получили их за спасение утопающих…
Собеседники: На время дали поносить…
Егор Дружинин: Ну, да. Реквизиторы нашли этих людей, попросили… Инга потеряла сначала одну, потом вторую… Всё, люди остались без медалей.
Собеседники: А обои кто вам помогал клеить?
Инга Ильм: Специально обученные профессионалы.
Егор Дружинин: Это школа, в которой мы снимали. И детишки, которые принимали участие в съемках, это реальные дети, настоящие…(все смеются) Это ученики этой школы.
Владимир Алеников: Там есть, в этой коллекции, один "Ералаш", о котором я хочу сказать особо. В других идут поиски, там есть Васечкин, есть Петров, не они, естественно… Это еще до их появления. Но там есть один "Ералаш", который был снят уже несколько лет спустя, после того, как вышли фильмы. А артисты уже выросли. А "Ералаш" был придуман давно, и студия всячески настаивала, предложила его сделать. И я взял других актеров. И, к сожалению, совсем не то. Вы его увидите.
Егор Дружинин: Это уже было после картины?
Владимир Алеников: Это уже было после картины. Это было примерно лет десять спустя.
Собеседники: Это с Карцевым?
Владимир Алеников: Да, там молодой Карцев, сын Романа Карцева, совершенно верно. Он играл Васечкина. Но совсем уже не то. Это невозможно повторить.
Собеседники: Вопрос к господам артистам. Вам в те самые советские времена, платили за это деньги?
Инга Ильм: Да, и много.
Егор Дружинин: Надо сказать, что неплохие.
Собеседники: А какого порядка?
Егор Дружинин: А мы не знаем.
Инга Ильм: Я знаю. Постановочные были триста рублей - это, по крайней мере, такая примерно сумма.
Егор Дружинин: А когда это ты интересовалась этими вопросами?
Инга Ильм: Послушай, я всегда интересовалась этими вопросами.
Владимир Алеников: Насколько я помню, по советским тогдашним киношным законам, детям платили по пять рублей за съемочный день.
Инга Ильм: Сто пятьдесят рублей - это была месячная зарплата.
Егор Дружинин: Чтобы вы знали, мой папа работая за какое-то время до начала съемок в театре имени Комиссаржевской в Санкт-Петербурге актером, получал порядка ста с небольшим рублей в месяц.
Инга Ильм: Нет, ну постановочные - это уже были после фильма, правильно? …
Владимир Алеников: Да, постановочные - это уже после фильма. Дело в том, что каждый фильм получал определенную категорию. Первую, вторую, третью, четвертую и даже высшую. И в зависимости от того, какая категория присуждалась фильму, а присуждала категорию специальная комиссия, как в "Госкино", так и в "Гостелерадио", в зависимости от этого и группа и режиссер получали так называемые постановочные, то есть постановочное вознаграждение. То есть помимо всего, как подтверждение категории, было еще дополнительное вознаграждение. Если была высшая - была максимальная сумма, меньше - меньше. Четвертая - по-моему, вообще ничего не получали.
Собеседники: А какую категорию вы получили?
Владимир Алеников: У нас, слава Богу, в конечном счете, после того, как фильмы вышли, они получили высшую категорию. В силу того, что уже были награждены…
Собеседники: Как вы нашли всех актеров? Почему вы им отдали предпочтение? На роликах, на сайте там несколько людей было, а вы отдали предпочтение именно им. Если можно, про фразу: "Тетка, дай закурить".
Владимир Алеников: Вопрос, как нашлись артисты, как я их нашел. Во-первых, там, в этой коллекции есть сами кинопробы. Это уже частичный ответ на ваш вопрос. Я уже говорил об этом. Я был поражен, когда-то я просто утащил, признаться, с Одесской студии несколько коробок. То что они все выбрасывали, а я все забрал к себе и увез. Эта пленка сохранилась чудом и как-то она прошла сквозь все эти годы. И сейчас, когда возник вопрос об этой коллекции и каких-то моментах, я стал в них рыться, в коробках, и к своему абсолютному удивлению обнаружил целых большущие две бобины вот этих проб, которые сделаны, как отдельный двадцатиминутный фильм. Со своим сюжетом, со своим героем.
Егор Дружинин: Мы раньше видели кусок, который был снят с Ингой и двумя другими мальчиками. Нам его показал специально Владимир Михалыч. Видимо, когда пришло Владимиру Михалычу решение, что играть главные роли должны я и Дима, он спросил нас, кто нам нравится больше из девочек которые пробовались. Потому что мы пробовались с Настей, которая в результате сыграла роль второго плана во второй картине. Или с Ингой, которая пробовалась с двумя другими ребятами. И мы, как-то не сговариваясь с Димой, однозначно показали на Ингу, несмотря на то, что мы ее не знали. Мы не знали, что она из Питера, мы даже не общались с ней в течение проб. Мы не знали кто она, что она. Если б знали, конечно, бы…
Инга Ильм: …Конечно бы, не выбрали, что тут сказать… Худсовет утверждал меня.
Егор Дружинин: …Не показали бы. А Настя потом снялась, она сыграла во второй картине.
Владимир Алеников: Настя была, может быть, немножко более такая, актерская девочка. Она была более свободная и очень мне нравилась. До того как мы встретились с Ингой. Инга совершенно потрясла мое воображение… Ну, вот вы видите, какая она была. И вот, мы первый раз с ней встретились… Она распахнула так свои огромные глазища, а я говорю: "Вот сценарий, почитай", ей было десять лет, надо заметить. Она взяла и, отойдя в сторонку, прочла "Укрощение строптивой". Первую новеллу, с которой мы собирались начинать. Я говорю: "Ты почитай, мы потом с тобой поговорим". Она прочла. Я говорю: "Ну, скажи мне, что ты об этом думаешь?" Вот она так распахнула эти свои блюдца, посмотрела на меня и говорит: "Я думаю, что это история о любви, но поскольку они еще маленькие, то это должно быть смешно. Вот." И этим своим ответом полностью меня покорила, просто полностью. И уже никаких проб не надо было - ничего - поскольку это та девочка, которая должна стать героиней. Но поскольку сомнения все-таки брезжили, как совершенно справедливо говорит Егор, я решил - пусть они выскажут свое компетентное мнение. Если вот они влюбились бы в Ингу, тогда конечно все вопросы должны отпасть. И они хором, не сговариваясь, оба - потому что я каждого отдельно спросил, сначала Егора, потом Диму - они хором, каждый мне сказал: "Конечно, Инга". Никаких сомнений ни у кого не было.
Собеседники: А конфликты какие-нибудь возникали между съемками?
Егор Дружинин: Между нами?
Собеседники: Да, между вами.
Егор Дружинин: Вы знаете, у детей всегда возникают какие-нибудь конфликты, когда им двенадцать-тринадцать лет. То, какие мы роли играли в картине, отнюдь не влияло на то, кто среди нас был главным. То есть, скажем, во второй картине особенно было много ребят, которые играли не главные роли, но, тем не менее, очень важные роли. Ну, я помню, как мы ревновали друг друга. Потому что мы дружили друг с другом, нам важно было внимание старших ребят. И не имело значения вокруг кого больше крутятся, вертятся - мы не обращали внимания на то, кому больше внимания уделяют на площадке. Это все, само собой разумеется, как-то было на втором плане, а по-детски - да конечно, мы по очереди бились там за внимание друг друга. Я помню, когда у нас был такой мальчик, очень спортивный, Гоги… Он играл…
Инга Ильм: Ну что же он не может мне никак простить-то этого Гоги! Ну, нравился мне Гоги, да!..
Егор Дружинин: Всем нравился Гоги! А Димка с ним играл в футбол постоянно, потому что Димка лучше играл в футбол, чем я. И как-то мне было все это… Мне это не нравилось… Но таких историй было очень много, но это… Вы знаете, я вчера был в гостях у одних журналистов, и они спрашивали меня о картине, о том, как работалось. Я не помню ни одной конфликтной ситуации на площадке. И в данном случае, наверное, надо отдать должное Владимиру Михалычу, потому что это целиком и полностью его заслуга как организатора. Мы, уверяю вас, те, кто не имеет отношения к съемочному процессу, не понимают какой объем полномочий лежит на режиссере. Потому что это не только тот человек, от которого зависит конечный художественный результат, но и человек, который организовывает весь технологический процесс.
Собеседники: Но есть же люди, которые должны этим заниматься - второй режиссер, административная группа, директор, в конце концов…
Егор Дружинин: Директора мы видели два раза. Первый раз, когда нас заселяли в гостиницу, в которой мы не хотели жить - он просто взял чемоданы и занес наши чемоданы в гостиницу и сказал: "Будете здесь жить". И я так меланхолично ковыряю в стене, потому что она крошилась под моими пальцами, и говорю: "Да, гостиница "Красная" была получше". И где-то ближе к концу мы еще раз его увидели. А то, чтобы Владимир Михалыч повысил тон, я помню один раз - это было в Молдавии во второй экспедиции, когда нам не привезли вовремя обед горячий. Вот тогда я услышал, как Владимир Михалыч был возмущен. Все. Больше ни одной… Может, они и были, эти конфликтные ситуации, но мы никогда не становились свидетелями конфликтных ситуаций на площадке. Ни разу в жизни, никогда Владимир Михалыч не пытался добиться от нас, от детей тупых, результатов, выказывая свое раздражение. То есть, наверное, были какие-то другие способы заставить нас делать то, что он хотел.
Собеседники: …Хороший психолог и организатор.
Егор Дружинин: Вы знаете. Я не говорил бы об этом, если бы так часто не сталкивался бы с противоположным сейчас. Но сегодня я сам очень часто присутствую на съемочной площадке и вижу - многих людей не заставишь то, что они должны делать в силу своих обязанностей, а режиссер все равно это человек, который стоит перед необходимостью давать результат. Только от него на самом деле зависит, каков он будет. А те люди которые должны ему помогать, зачастую не помогают, поэтому приходится и унижать людей, и шпынять, и призывать их, и прочая, прочая, прочая… Вот ничего из этого вышеперечисленного на наших картинах не было.
Владимир Алеников: Сейчас я еще хотел сказать два слова, чтобы у вас не сложилось впечатление что все так им давалось легко… На самом эти два года были очень тяжелыми, потому что помимо съемок все свободное время они не просто учились… Была организована специальная школа актерская, они получили очень хороший тренинг, там преподавалось движение, преподавалось актерское мастерство, вокал и так далее. То есть на протяжении всего времени каждый свободный час, был занят работой и тренингом. И, может быть, в частности благодаря этому, все трое стали, в конце концов, профессиональными прекрасными актерами. Потому что уже тогда была задана эта профессиональная основа. И это было тяжело. Это им сейчас кажется, что все было замечательно, легко. На самом деле я помню и слезы, и переживания… Это тяжело. Но они через это прошли замечательно. А вот заместитель директора компании (показывает на стоящего рядом человека), один из инициаторов всего этого дела, Михаил Хуберян, выпустивший эту коллекцию.
Михаил Хуберян: Я хотел несколько слов сказать о том, как мы создали этот диск. Дело в том, что наша компания около трех лет, как купила права на выпуск на DVD и на распространение на DVD на оба фильма, на "Приключения…" и "Каникулы…", и, на самом деле, первое, первые слова благодарности надо сказать сайту, в лице вашем, Николай. Именно с ними был установлен первый контакт. Они нам сообщили, что Владимир Михалыч в доступности, что у него есть много материалов, которые могли бы просто быть прекрасным дополнением, плюс к тому сам формат DVD, в отличие от старого, позволяет обустроить все очень красиво и добавить и фотоматериалы, и художественные материалы…
Владимир Алеников: Я на одну секунду только встряну, просто объясню, может не все понимают, о чем идет речь. Существует сайт в Интернете, их было несколько разных сайтов, посвященных нашим картинам, постепенно они все отпали, и остался один, так называемый официальный сайт - Vasechkin.ru. И один из главных редакторов этого сайта, это вот Коля Назоров, который здесь присутствует, и который сегодня специально приехал из Петербурга на эту встречу, сегодня же уедет обратно, и он, надо сказать, совершенно замечательно им руководит. Если вы туда зайдете, на этот сайт, вы увидите, сколько там всего…
Инга Ильм: Да, большое спасибо, я недавно там была, это просто потрясающе. И то, что вы просто так сделали, это невероятно. Спасибо вам большое.
(Общие аплодисменты)
Михаил Хуберян: Не далее как в июне прошлого года, я написал первое письмо Владимиру Михалычу в Америку. Причем делал я это с достаточно большой осторожностью и с трепетом по одной простой причине: занимаясь изданием и дистрибуцией старых отечественных фильмов, я очень часто... Я просто знаю, что не очень часто, а практически всегда, несмотря на то что закон о прописке и авторские отчисления еще за те старые работы, на самом деле ни режиссер, ни композитор, ни автор сценария, ни актеры ни от киностудии, ни от "Гостелерадиофонда" не получают ничего.
Владимир Алеников: Правда.
Михаил Хуберян: Да, хотя, в общем-то, должны. И очень часто я сам по себе являюсь добросовестным приобретателем, платя деньги за права тем или иным киностудиям. Я просто знаю, что до творцов-то это никогда не доходит. И с такой агрессивностью я встречался очень часто за последние годы. Для меня было просто очень хорошим знаком, насколько быстро и внимательно отнесся Владимир Михалыч к этому. Уже, собственно в конце августа - в конце июля он приехал из Америки - мы с ним в первый раз встретились, обсудили все. Удивительна тоже судьба авторских прав на этот фильм - она сложна. Дело в том, что есть претенденты - это "Гостелерадиофонд" с одной стороны, где лежат в Реутовском (Город Реутов. Прим. редактора.) хранилище исходные материалы, и есть Одесская киностудия, которая также заявляет права на этот фильм.
Владимир Алеников: Я еще раз встряну. Здесь интересный момент. Когда возникла эта идея, восстановить вырезанные сцены, то первоначальная мысль была - действительно их восстановить, то есть вставить обратно в те места, где они должны быть. Но оказалось, это совершенно невозможно сделать. Я позвонил на Одесскую студию, где меня все еще помнят и любят, и поговорил с директором. И она говорит: "Я не могу на это пойти, меня просто уволят. Это совершенно исключено. Вам нужно действовать через Министерство культуры Украины". То есть получилось, что для того чтобы восстановить эти сцены для этого издания, пришлось обращаться к министру иностранного государства, а дальше все погрязло. Я позвонил в Киев, честно попытался поговорить с министром. Выяснилось, что это какое-то такое тупое авторское право, через которое перешагнуть невозможно у нас почему-то.
Егор Дружинин: Наше или украинское?
Владимир Алеников: И то и другое. В Америке периодически выходят на DVD так называемые режиссерские версии. Вот фильм, например, прошел давно и вдруг - новый интерес, потому что так бывает. Так называемая режиссерская версия, режиссерский монтаж, то, чего в прокате не было, потому что все-таки там продюсерский диктат, и очень часто вырезают огромные, прямо большие сцены. А потом вдруг раз - выходит режиссерская версия. И все довольны. Есть такая версия - официальная прокатная, и есть режиссерская. Тут оказалось, что это совершенно невозможно сделать. Поэтому, эта сцена с французами вынесена отдельно в бонусные материалы.
Михаил Хуберян: Был даже такой смешной случай, я Владимир Михалыча специально об этом предупреждал, что вот та самая архивная кинопленка, которая обнаружилась у Владимира Михалыча, перегонялась на профессиональный цифровой формат, видео-формат, на установке телекино самого "Гостелерадиофонда". Они просто сделали нам это как услугу, платную услугу. При этом Владимира Михалыча я предупредил, что будете в Реутовском производственном комплексе "Гостелерадиофонда", вы особо не говорите, что тут за стеной хранятся исходники на фильм, потому что - враги. Тем не менее, все это было сделано. Мы, к счастью удачно и быстро смогли очистить. В правовом отношении, очистить бонусные материалы, как то "Ералаша" у студии Горького и мультфильм "Переменка" у студии "Союзмультфильм".
Владимир Алеников: "Переменка" - это вот тот мультфильм, где Петров и Васечкин впервые появились. Но они тогда еще были нарисованы, они еще не ожили.
Собеседники: Добрый вечер. Во-первых, хочется сказать большое спасибо за фильм. Вспоминая свои школьные каникулы, когда каждое лето показывали "Петрова и Васечкина", мне кажется, что все девчонки во дворе делились на два лагеря - одни были влюблены в Петрова, другие - в Васечкина. А Инга, конечно, была самой красивой девочкой, потом, правда, появилась конкурентка - "Гостья из будущего", Алиса Селезнева, но все равно, точно так же - два лагеря. А расскажите, пожалуйста, чем вы сейчас заняты, потому что мы много вспоминали, как снимался фильм, а ваши творческие инициативы сейчас?.. В прошлый понедельник мы были на презентации фильма "Пистолет", спасибо вам за этот опыт, очень понравился… Чем заняты актеры сейчас?
Владимир Алеников: А теперь я озвучу. Девушка с нами была на моей премьере в прошлый понедельник, это премьера последней моей американской картины "Пистолет с 6-00 до 7-30 вечера", и тем самым это ответ на вопрос ко мне, а теперь, слово - артистам.
(Егор с Ингой посмотрели на Диму)
Дмитрий Барков: Начнем с Егора.
Егор Дружинин: Я работаю хореографом. Я ставлю хореографию практически всем тем людям, которые в ней нуждаются. (Иронично): Мой телефон… (Все смеются) Какое-то время я жил в Америке со своей женой Никой, которая здесь вот сейчас сидит. Вернувшись, я действительно работал очень много как хореограф, очень много работал с эстрадными исполнителями, и ни от какой работы не отказывался. Потом за плечами остались такие телевизионные проекты, как "Старые песни о главном. Постскриптум", где я работал в качестве хореографа-постановщика, и через какое-то время я переехал в Москву, где работал в качестве артиста в мюзикле "Чикаго", в качестве хореографа-постановщика с мюзиклом "Двенадцать стульев" и так или иначе был связан с большим количеством мюзикловых проектов. Сейчас я являюсь председателем организационного совета фестиваля "Музыкальное сердце театра", который начнется послезавтра. Помимо, скажем, мюзикла, который является, по-моему, все-таки приоритетным моим направлением работы… я ещё очень люблю мюзиклы. И всегда выбирая между двумя разными проектами, я выберу мюзикл. Вот так, например, мне пришлось отказаться от ведения достаточно популярного сейчас шоу на канале MTV - "Звезда танц-пола", потому что именно в это время мне нужно было работать с мюзиклом "Кошки", режиссером версии которого я был до июня прошлого года и был вовлечен в постановку этого мюзикла здесь как режиссер. Как режиссеру мне пришлось делать всяческие телевизионные проекты, как мюзикловые, так и, последние новогодние проекты канала СТС - это мои проекты, как режиссера. Это "Ночь в стиле диско" и "Ночь в стиле детства" на канале СТС. Также мы выпустили посвящение Тухманову "По волне моей памяти", которое прошло перед этим Новым годом и потом повторялось на канале СТС в Старый Новый год. Теперь мы готовимся к следующему проекту мюзикловому, который выйдет на канале СТС пока что в формате телевизионного фильма. Но я надеюсь, что уже в следующем году это будет "кино-кино", что это уже будет фильм, снятый на кинопленку, поэтому я смогу работать не только как хореограф, но и как режиссер. Какое-то время тому назад меня пригласили, мне очень понравилось, и поставил одноактный балет для Ильзе Лиепа. Потом мне пришлось повторить с Ирмой Ниарадзе в балете с ее участием, посвящением Баланчину. И сейчас мое сотрудничество с балетными танцовщиками продолжается. Я только что приехал к вам на пресс-конференцию из МАХУ, московской академии, где репетировал с выпускницами этого училища номера на конкурсы. Они очень достойно показываются. Для девочек курса я ставил номера по современной хореографии. У них как бы в конкурсах второй тур - номера по современной хореографии. Для наших танцовщиц и танцовщиков это иногда большая проблема. Вот. пожалуй, все вам сказал…
Инга Ильм: Я довольно длительное время работала в театре им. Пушкина. Я могу похвастаться: была ведущей репертуарной актрисой, то есть у меня порядка девяти главных ролей, которые все принадлежали мне, было очень приятно. Были также опыты режиссуры - один спектакль ставила я сама, в творческом содружестве с моим однокурсником. Работала также на телевидении, делала свою передачу о театре. Уезжала на какое-то время, была студенткой Ли Страсбурга в американской школе. Вот сейчас привожу… появились концессия со школы Страсбурга сюда, сама же буду преподавать, но в принципе, я уже довольно далека от театра - за это время я как-то изменилась, стала больше, мне стало скучно, тесно в профессии. Сейчас я глава издательского дома небольшого, у меня два журнала и две газеты. Преподаю журналистам уже в собственной галерее. Вот, веду такой довольно далекий от актерства образ жизни. Ну, от актерства - не совсем, потому что, тем не менее, сейчас очень интересно - приезжают очень интересные, педагоги из Англии и Америки. Сейчас вот будет возможность такой какой-то интересной школы. То есть они приезжают, месяц работают, снова уезжают.
Дмитрий Барков: Ну, а я просто ушел в бизнес. Воспитываю дочку. Но с большим удовольствием откликнулся на эту идею, которая поступила от Владимира Михалыча, собраться всем вместе и подумать о будущем. Если это все…
Егор Дружинин: Продолжить актерствовать…
Дмитрий Барков: Да можем всегда вернуться. Так что…
Егор Дружинин: Тут уникальная ситуация, к слову сказать. Все трое участников этого кино сознательно в свое время приняли решение, что мы не хотим работать актерами. Не хотим продолжать свою актерскую карьеру.
Владимир Алеников: И все трое стали артистами.
Егор Дружинин: Ну, мы сейчас, так или иначе… Да, я закончил театральный институт, Дима какое-то время учился в театральном институте, Инга закончила театральный институт…
Инга Ильм: Но он на экономике учился.
Егор Дружинин: Какая разница?
Инга Ильм: Но в театральном…
Егор Дружинин: Диме это решение пришло раньше, а мне - после четырех лет работы в театре, а Инге после…
Инга Ильм: Я года не считаю…
Егор Дружинин: Ну после гораздо большего количества лет, проведенного в театре. И мы как-то нашли какую-то свою профессию. У меня, скажем, она часто пересекается с театральными постановками, у Инги сейчас реже, а у Димы вообще редко, но может быть, волею случая, мы действительно вернемся к тому, что…
Инга Ильм: Ну, неизвестно. Потому что мне очень много на самом деле поступает предложений сниматься в кино... Мне звонят, иногда два раза в неделю, приглашают, просят... И даже очень известные, именитые режиссеры, но вот я, например, пока на сегодняшний день не вижу проектов, которые, скажем, мне интересны, которые я могла бы посмотреть и сказать: "Вау! Я хочу в этом сниматься" или "Почему я отказалась, как это было бы здорово!?" Пока не вижу фильмов, так что не знаю...
Собеседники: А с "Продолжением…" тогда что?
Инга Ильм: Это другой разговор!
Егор Дружинин: Тут уже деньги вступают…
(Общий смех)
Егор Дружинин: Ну, я думаю, что мы все рассказали. Если вы хотите еще что-то узнать, спрашивайте.
Инга Ильм: Покупайте DVD. А нам подарили!…
Владимир Алеников: Сейчас выходит, кстати, уже несколько изданий книжных "Приключений Петрова и Васечкина". Выходит еще две книжки и там, помимо известных вам историй, еще будет целый ряд историй, которые до экрана не дошли. Тоже написанные когда-то, и вот, наконец, опубликованы. То есть в какой-то степени, это тоже "Новые приключения Петрова и Васечкина". Сейчас две книжки выходят. Одна называется "Стрекоза", в следующем месяце…
Михаил Хуберян: Может, мы теперь перейдем к автограф-сессии, потому что, я думаю, всем очень хочется, чтобы нам подписали диски…
Гости восприняли это предложение очень активно и окружили наших героев плотным полукольцом. Все норовили получить автограф первыми, но порядок все-таки соблюдали, и толкотни не происходило. На встрече присутствовало порядка семидесяти человек. В течение получаса все получили автографы. Некоторые из гостей, после получения долгожданных автографов Маши Старцевой, Пети Васечкина, Васи Петрова и их создателя Владимира Аленикова, ушли по домам. Ближе к концу, герои встречи сфотографировались со всеми желающими.
Встреча прошла очень по-доброму. Надеюсь, это была далеко не последняя встреча с полюбившимися героями фильма. Возможно, к 25-летию или к 30-летию фильмов, Владимир Алеников подарит зрителям продолжение приключений Петрова и Васечкина.
В заключении, хочу попросить всех тех, кто задавал вопросы участникам, написать письмо на электронную почту нашего сайта и процитировать свой вопрос, чтобы я смог добавить Ваше имя в эту статью. Совсем не обязательно присылать свои настоящие имена и фамилии - достаточно написать ваш ник, под которым вы зарегистрированы в форуме нашего сайта.
Огромное спасибо Ёлочке за отснятый видеоматериал встречи!
Текст набрал Alex из Киева.
© vasechkin.ru
07 февраля 2006
При полной или частичной перепечатке материала ссылка на vasechkin.ru обязательна.
Вы можете поделиться этой страницей!
Просто выделите фрагмент текста или нажмите на кнопку: