СТАТЬИ
«Актрисой я не стала»
Все, кто смотрел фильм "Каникулы Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные", хорошо помнят активистку, командира отряда "Поиск" и просто красавицу — Анку. Двадцать семь лет спустя Анастасия Уланова рассказала как проходили съемки полюбившегося всем фильма.— Расскажите о своем детстве: как Вы попали на кастинг?
— Очень просто: 1982 год, я в 3м классе французской спецшколы, как их тогда называли. Идет какой-то урок, вдруг в класс входит молодая женщина и просит встать всех «светленьких» девочек – я, понятное дело, сижу. Потом просят встать и меня. Я встала, у учительницы попросили позволения переговорить со мной в коридоре. Вышли. Там женщина представилась: ассистент режиссера, ходит по школам, подыскивает кандидатуры на разные роли, дальше на каком-то клочке бумаги пишет адрес дворца пионеров на Белорусской, куда предлагает прийти показаться режиссеру. Я ей в ответ, что уже участвовала в каком-то «Будильнике». Она этому очень обрадовалась: «Что же ты о главном не говоришь?! Это же очень хорошо»! Дома я поведала обо всем родителям и передала бумажку с адресом. Реакцию их не помню. Но факт, что во дворец пионеров меня привели. Там все было интересно и главное – молниеносно. Это был какой-то выходной день. Пришли мы с мамой и сели ждать в коридоре. Довольно скоро меня вызвали. Кажется, не одну, а с какими-то еще кандидатами. Но их я не запомнила, потому что главным впечатлением был человек, которого я там увидела. Он задавал мне разные вопросы, также и по-французски, а я отвечала. Общаться с ним было очень легко. У нас сразу возникла взаимная (как мне показалось) симпатия. Потом он дал мне сценарий и попросил прочесть его в коридоре. Сценарий читали с мамой вместе. Прочли быстро и с удовольствием – история была какая-то невероятная, ни на что не похожая. Я вернулась в комнату. Он спросил, понравилось ли. Я сказала – да. Тогда он попросил позвать маму и объявил, что хочет пробовать меня на главную (!) роль. Человек этот был режиссер Владимир Михайлович Алеников, а читали мы тогда сценарий «Приключений».
— Как относились к вашему участию в съемках одноклассники и друзья?
— Не помню, чтобы я об этом сильно распространялась. Не потому что такая скромница, а просто потому что я никак особо не выделяла это событие. Было, прошло, забыла. Удивительно! Так, наверное, только у детей бывает. Когда ближе к концу учебного года мои родные почуяли, что режиссер тверд в своем намерении меня снимать, они решили, что «нам в семье артисты не нужны» и отправили меня в летний лагерь в Евпаторию, аж на две смены. Но режиссер был тверд настолько, что уломал их, и добился от мамы разрешения привезти меня на пробы в Москву на 3 дня. За мной прилетела уже другая ассистентка и забрала меня. Это было мое первое путешествие на самолете! Дальше было знакомство с Егором и Димой, потом первые репетиции, первые съемки, первые симпатии. Все вроде бы так ярко…А когда первого сентября дали домашнее задание – сочинение на тему «Как я провел лето», я признаться, приуныла, не понимала, что писать, пока мама не подтолкнула меня: «Да ты что?! Тебя в кино пробовали! Мне кажется, тебе есть что рассказать». Как Вы знаете, в «Приключениях» мне сыграть было не суждено, на главную роль взяли Ингу Ильм (и правильно сделали – ее проба была лучше), а меня Владимир Михайлович «терять» не хотел, придумал для меня роль в «Каникулах» и туда уже взял без проб.
— Наверняка на съемках происходили какие-нибудь смешные ситуации.
— Да, наверное, были и смешные. Но я их не помню. Я вообще всегда имела репутацию «серьезной, вдумчивой девочки». Помню, что съемки я воспринимала как работу – интересную, необычную, но все же работу, к которой надо было готовиться, учить роль, ходить на репетиции, и за которую платили зарплату – 120руб. в месяц!
— Может быть, вспомните про рабочие моменты съемок: неудавшиеся дубли, пересъемки.
— Это сколько угодно! Мне вообще кажется, что все мое присутствие в фильме – это сплошные неудавшиеся дубли и пересъемки. Начиная с дебютной для меня сцены, где мы с моей подругой Дашенькой наперебой забрасываем вопросами Антона, дежурного по лагерю, вопросами о Хулигане. Это был какой-то ужас! Ну, представьте себе, я впервые в жизни перед камерой, если не считать пробы, а пробы считать не стоит – там все было просто, сплошные крупные планы, делать ничего не надо. А тут я не одна, участников несколько, нужно и говорить, и перемещаться, и куда-то смотреть, а куда-то не смотреть, Владимир Михайлович все время кричит: «Прекрати зыркать в камеру!» да еще что-то нужно изображать!.. Все это делать одновременно не получается, режиссер заводится, я совсем ничего не понимаю, хочется плюнуть на все и сбежать – да кто ж отпустит... Подобный же кошмар происходил и на съемках танго – одной из самых ярких и полюбившихся всеми сцен, по сути, визитной карточки фильма. Конечно, танец ставился заранее, но это не помогло. Егор – артист и танцор от Бога, его отец – постановщик танцев и ближайший друг режиссера, – тем самым, Егор абсолютно в своей тарелке. Я в этой «тарелке» оказалась просто потому, что еще на кастинге на «Приключения» я выдала импровизацию под детскую песню про кота, который танцует танго. Говорят, помня об этом, Владимир Михайлович уже в новом сценарии, к «Каникулам», написал этот «номер», да и эту роль в целом, специально для меня. В общем, как всегда, все держится на энергии одного человека, в данном случае, режиссера. Это он решил, что я должна сниматься в его фильме, и все для этого сделал, а мы всей семьей просто не смогли противостоять его натиску. Для меня съемки были стрессом, мучением, в лучшем случае – работой.
— Вы - одна из участниц вырезанной сцены в бассейне. Об этом мы почти ничего не знаем, кроме нескольких сохранившихся фотографий. О чем именно была эта сцена? Почему цензура её не пропустила?..
— Сцена состояла в том, что одна из главных сплетниц лагеря Оля Бобкина (та, что с синяком), нам первым с Дашенькой приносит найденное ею письмо, благодаря которому открывается, что за Хулиганов приняли не тех. Мы, как местные красотки и особы, особо приближенные к «верхушке», не маршируем вместе со всеми, а плаваем в бассейне – в чем, кстати, как мне кажется, сатира на политический строй, и именно это, я думаю, было причиной того, что сцену не пропустили. Правда, нам, детям, называли другую причину – слишком прозрачные купальники.
— Как сложилась Ваша судьба после выхода фильма на телеэкраны?
— Слава Богу, очень хорошо, актрисой я не стала.
— Узнавали ли Вас на улице?
— Узнавали. И даже лет двенадцать спустя! И до сих пор встречаются «старые» фанаты, мои сверстники и появляются новые, из поколения нынешних десятилеток.
— Как относились к вашему "звездному часу" одноклассники и друзья?
— Ну, тогда они особых эмоций не обнаруживали, а сейчас я с умилением узнаю, что, оказывается, они очень даже гордились знакомством со мной и всем об этом рассказывали.
— Были ли поклонники после выхода фильма?
— Были. Да и сейчас случаются, вот смех!
— Интересно, после выхода фильма Вам поступали предложения сниматься в кино?
— Незначительные, но были. Интереснее то, что году 87-88 Владимир Михайлович решил объединить тех, кто участвовал в его постановках советско-американского спектакля Peace Child / Дитя Мира, и нас, кто снимался в его фильмах, с целью поставить «Васечкина» на сцене. Полноценного спектакля не получилось, но это было интереснейшее время! Нам было лет по 14-15, пресловутый переходный возраст, проблема досуга, как это называли, - а у нас практически каждый день репетиции, времени свободного просто нет. Бежишь из школы домой, забрасываешь портфель, переодеваешься и мчишься на репетицию, уроки делаешь в транспорте, возвращаешься поздно, когда уже темно – зато жизнь какая заполненная! И ведь все успевали, а некоторые и с медалями школы заканчивали!..
— Расскажите немного, продолжили ли Вы учебу после окончания школы? Если да, то какое заведение заканчивали, работали ли впоследствии по специальности?
— Конечно, продолжила. Учиться мне нравилось. Я поступила в МПГУ (бывший педагогический им.Ленина), на ин.яз. По сей день получаю подтверждение тому, какая в России потрясающая школа преподавания иностранных языков. Хотя, безусловно, без практики не обойтись. У меня ее было много: и переводческой, и продюсерской – для иностранных СМИ; потом меня пригласили работать стилистом в первую команду русского ELLE – где тоже пригодился мой французский, а потом – и итальянский, которым я к тому времени уже неплохо овладела, затем я работала в международном рекламном агентстве, а потом создала свое – небольшое. Вкратце – как-то так.
— Кем работаете в настоящее время?
— Руковожу небольшой креативной группой МоскваМилан. Не люблю говорить, что занимаюсь рекламой. То, что мы делаем, больше похоже на разработку фирменного стиля во всех его аспектах. Эта работа счастливо позволяет мне использовать многое из предыдущего опыта, и, конечно, открывать новое.
— Что бы вы хотели сказать тем, кто заходит на страницы нашего сайта, любит до сих пор фильмы про Петрова и Васечкина, и, возможно, тем, кому еще предстоит увидеть эти картины на телеэкранах?
— Мне кажется, это очень светлые фильмы. Они, конечно, ярче, чем сама реальность и тем притягательны. В них много шуток, тонких, удачных, над которыми с удовольствием смеешься. А главные персонажи получились просто кумирами на все времена. Таких людей, как Петров и Васечкин, никогда много не бывает, это исключения, они всеобщие любимцы. В их хулиганскости – не наглость, а какая-то необыкновенная свобода, – свобода и талант. Я думаю, многие хотели бы быть на их месте, но не всем дано. Вообще, я даже не знаю, нужно ли что-то говорить. Если люди заходят на сайт этих фильмов, значит, любят их. Так, наверное?
Николай Назоров, 23.12.2010
© vasechkin.ru
© vasechkin.ru
Вы можете поделиться этой страницей!
Просто выделите фрагмент текста или нажмите на кнопку: