СТАТЬИ
Как Васечкин хотел быть Дон Кихотом, а стал Иваном Александровичем Хлестаковым
Фильм Одесской киностудии "Каникулы Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные" предлагает зрителям необыкновенную игру. В первой серии играют в "Ревизора". Только ребята из класса, где учатся Петров и Васечкин, не надевают чиновничьих мундиров и не приклеивают бакенбарды, чтобы сыграть трусливых и жадных чиновников, принявших за грозного ревизора из Петербурга мелкого служащего и ужасного врунишку Хлестакова.Действие происходит в наши дни, в пионерском лагере, где совет дружины ожидает прибытия грозного Хулигана. Но за Хулигана в лагере принимают только что приехавшего Васечкина, самого слабого мальчишку в классе...
Ситуация из старой комедии неожиданно проявляет характеры современных ребят.
Васечкина завалили детективами, в которые подсунули "Педагогическую поэму" - для перевоспитания. Его кормят повкуснее, чтобы не рассердить. Дрожа от страха, "воспитатели" учат его играть в шахматы и даже составлять букеты - чтобы отвлечь от разбоя. Очень нелепо, совсем как глупые чиновники, выглядят члены совета дружины, которые взялись за перевоспитание "общими методами", даже не узнав, что за человек этот "Хулиган"...
Ну а что же сам Васечкин? О, как понравилось ему быть заметным, "играть роль", "иметь значение"! Как азартно поёт он песенку про то, что в жизни главное казаться, а не быть. Как отчаянно пляшет перед другом своим, простодушным Петровым, объясняя ему прелесть лёгкого успеха и незаслуженной славы! Ведь стоит ему теперь сдвинуть брови - и все бросаются врассыпную. Из слабого и не очень-то смелого мальчишки он превратился в грозу всего лагеря!
При чём здесь Васечкин? - спросите вы. Человек играет свою роль - вот и всё! Но дело в том, что при распределении ролей Васечкину выпал "Хлестаков" совсем не случайно.
А понимаем мы это, посмотрев вторую серию фильма.
В руки Васечкина попадает новая книга - "Дон Кихот" Сервантеса. И Васечкин тут же решает стать рыцарем печального образа, защитником всех обиженных и угнетённых. Он просит посвятить его в рыцари, ударив по плечу старым зонтиком вместо меча, надевает шлем, плащ и отправляется на подвиги. Дон Кихот из него ну никак не выходит. А почему?
Надрывается столетний старик, расчищая дорогу от завала. Вроде бы надо помочь. Таскать камни - разве это подвиг? Нет, не похоже, решает Васечкин. "Пошли отсюда!" - шепчет он Петрову, пританцовывая на дороге. Просит помочь строить дом старушка, но Васечкин ловко увиливает от работы. Ему совсем не хочется возиться с глиной. Ему нравится совершать подвиги красиво и молниеносно. И вот он гоняет по полю стадо баранов, приняв за волка большую чёрную собаку. А то вдруг начинает спасать девочку от её любимой коровы, которую от страха принял за быка.
Что-то необыкновенно знакомое проступает в его поведении. Как ни странно, совершая свои "подвиги", Васечкин становится похож на своих горе-воспитателей, проводивших никому не нужные "мероприятия по перевоспитанию Хулигана". Только воспитатели его были формалисты-бюрократы, видевшие жизнь сквозь "отчёты о проделанной работе". А Васечкин, так сказать, формалист-романтик. Его интересует главным образом точное воспроизведение рыцарских обрядов. А горести и заботы людей, которых они с Петровым встречают, кажутся ему ерундой. Но ведь Дон Кихота Ламанчского, настоящего, вело по дорогам доброе и мужественное сердце, так страстно откликавшееся на чужое горе. Как выяснилось, для Васечкина важно не совершить на самом деле, а сделать вид, что совершил. Иногда он даже простодушно присваивает себе чужую славу. Это вошло у него в привычку: казаться, а не быть. И, отправившись на подвиги, он остался... прежним Иваном Александровичем Хлестаковым - плутишкой и фантазёром, временно занявшим не своё место. Настоящие подвиги совершает за Васечкина Петров - верный друг, не мечтавший о славе, но всегда приходивший всем на выручку.
Так и кончается эта история, весёлая и поучительная. В фильме много музыки. Увлечённо играют в приключения, танцуют и поют актёры - ребята и взрослые. Режиссёр фильма Владимир Алеников несколько лет работал в юмористическом киножурнале "Ералаш". И главные герои фильма - Петров и Васечкин родились в "Ералаше". А исполняют их роли московские1 школьники Егор Дружинин (Васечкин) и Дима Барков (Петров).
И. ЕРЫКАЛОВА
© "Ленинские искры"
№69-70 (5738-5739), 28 августа 1985 г.
Из архива В. Аленикова
© "Ленинские искры"
№69-70 (5738-5739), 28 августа 1985 г.
Из архива В. Аленикова
________________________
1 - Читать: "ленинградские" - ошибка в газете, прим. vasechkin.ru
Вы можете поделиться этой страницей!
Просто выделите фрагмент текста или нажмите на кнопку: