Петров и ВасечкинПриключения Петрова и Васечкина. Каникулы Петрова и Васечкина.Маша Старцева
Официальный сайт фильмов

Ссылки партнеров:






СТАТЬИ




1. Статьи о фильмах
2. Статьи о Владимире Аленикове
3. Статьи о Владиславе     Дружинине
4. Статьи о Егоре Дружинине
5. Статьи о Дмитрии Баркове
6. Статьи об Инге Ильм
7. Статьи об Анастасии Улановой
8. Статьи об Александре Камоне
9. Статьи о Татьяне Островской
10. Статьи о Лене Делибаш
11. Статьи о Натальи Казакевич
12. Статьи о Генрихе Сапгире
13. Статьи о Борисе Яновском
14. Статьи о Софико Чиаурели

Такое сложное детское кино

Сегодня мы хотим познакомить вас с молодым кинорежиссером Владимиром Алениковым. Возможно, некоторые из вас помнят его музыкальный телефильм «Жил-был настройщик», главную роль в котором сыграл популярный артист Ролан Быков. Не так дав­но Владимир Алеников завершил работу над серией фильмов, рассказывающих о жизни двух юных друзей: «Приключения Петрова и Васечкина (обыкновенные и невероятные)». На проходившем в Киеве в прошлом году конкурсе молодых кинорежиссеров «Молодость-83» фильм получил главный приз.

Корреспондент: — Владимир Михайлович, позвольте задать вам не очень оригинальный, но всегда интересный для нас, любителей кино, вопрос: как вы, в прошлом студент Ленинградского университета, педагог по образованию, стали кинорежиссером?

В. Алеников: — Все началось со школьного театра, который я помог организовать в одной из ленинградских общеобразовательных школ, где работал преподавателем французcкого языка. Чтобы наши уроки не были скучными, я стал придумывать для ребят разнообразные игровые и музыкальные сценки. И это им очень нравилось. Дети вообще очень любят играть... Постепенно мы начали ставить целые спектакли. Это меня настолько увлекло, что я решил снова пойти учиться и поступил на режиссерский факультет Ленинградского института театра, музыки и кинематографии. После переезда в Москву я опять некоторое время работал в школе (вел русский язык и литературу, даже был завучем), пока не обрел уверенность как режиссер.

К.: — Тот багаж, который вы приобрели в школьном театре, и опыт, который накопили как педагог, наверное, помогли впоследствии, когда вы стали сотрудничать с известным детским журналом «Ералаш». Если не ошибаюсь, вас пригласили туда как автора сюжетов; в роли режиссера-постановщика вы выступили несколько позже...

В. А.: — Вообще-то литературой я начал заниматься в детстве. Был членом молодежного клуба поэтов «Дерзание». Писал детские стихи, рассказы, делал переводы с французского. Только для «Ералаша» сочинил около трех десятков маленьких игровых сюжетов, часть из которых снял сам как режиссер. Кстати, герои телесериала, Петров и Васечкин родились именно в «Ералаше».
В двухсерийной ленте об их «обыкновенных и невероятных» приключениях пять коротких новелл, каждая из которых как бы представляет собой один из жанров кино: здесь и мелодрама (история первая — «Укрощение строптивой»), и фантастика («Невероятно, но...»), вестерн («По закону Архимеда»), комедия положений («Красная шапочка или Лe Лю Гри») и эксцентрическая комедия («Спасатели»).

К.: — В вашей картине много музыки и даже есть свой детский музыкальный ансамбль «Синема»...

В. А.: — Ансамбль выполняет в картине ряд важных функций. Во-первых, он связывает между собой все новеллы. Во-вторых, песни, которые он исполняет, задуманы нами как своего рода «микрофильмики» внутри картины. Они имеют свой собственный карнавальный сюжет, костюмы и разыгрываются музыкантами ансамбля как маленькие спектакли, предваряя то, что будет с героями, или подводя итог тому, что уже с ними случилось.

К.: — Иными словами, это как бы песни-зонги, комментирующие или предсказывающие ход событий?

В. А.: — Да, но при этом мы всячески стремились уйти от дидактики, от прямого назидания. Хотелось, чтобы песенки каким-то образом были созвучны фабуле новелл, сообразны стилистике каждой из них. В то же время мы хотели, чтобы песни, которые исполнял ансамбль, несли в себе определенное ироничное авторское отношение к происходящему. Музыку к картине, на мой взгляд, очень удачно написала молодой композитор Татьяна Островская. Это ее первая работе в «большом» кинематографе. Вместе с ней дебютировали оператор-постановщик Игорь Фельдштейн и балетмейстер Владислав Дружинин. Мы сразу подружились между собой и полюбили наших юных актеров, которые стали нам верными союзниками и помощниками, хотя и требовали мы от них многого.

К.: — Насколько я знаю, вы не расстались со своими героями и сразу после «Приключений» приступили к новой работе, которая называлась...

В. А.: — «Каникулы Петрова и Васечкина». Это шуточное музыкальное представление. Если в «Приключениях» основная музыкальная нагрузка была сосредоточена на ансамбле «Синема», то в «Каникулах» петь и танцевать стали наши главные герои Петров и Васечкин, а также их недостижимый идеал — девочка Маша Старцева. Надо признаться, что поначалу ни Дима Барков, ни Егор Дружинин, ни Инга Ильм — исполнители этих ролей — не обладали особыми «вокальными данными», а учиться танцевать им приходилось прямо на съемочной площадке.

К.: — Как чувствовали себя ребята в новой музыкальной атмосфере?

В. А.: — Они чувствовали себя прекрасно. Более того — естественно, потому что музыкальная среда, в которой живут современные дети, сама по себе чрезвычайно разнообразна. И ребята великолепно разбираются и ориентируются во всем этом разнообразии. Современные дети вообще много слушают музыки, к сожалению, правда, не всегда хорошей...

К.: — Как, по-вашему: что нужно для того, чтобы получился хороший детский фильм?

В. А.: — В таком сложном деле, как детское кино, важно создать коллектив единомышленников, атмосферу дружбы и взаимопонимания всех участников съемки. Нужно любить детей и доверять им. Без этого настоящий детский фильм вряд ли может получиться.

Беседу вела ТАТЬЯНА ЕГОРОВА
© журнал "Музыкальная жизнь"
№ 13 (639), июль 1984 г.






Вы можете поделиться этой страницей!
Просто выделите фрагмент текста или нажмите на кнопку:
Петров, Васечкин и другие:  Статьи