Петров и ВасечкинПриключения Петрова и Васечкина. Каникулы Петрова и Васечкина.Маша Старцева
Официальный сайт фильмов

Ссылки партнеров:



Адрес изменен, скоро эта страница будет удалена.
Пожалуйста, перейдите по новому адресу: И снова Петров и Васечкин

СТАТЬИ



И снова Петров и Васечкин



Фирма "Мелодия" выпустила пластинки "Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные" по мотивам одноименного телефильма.

С героями Владимира Аленикова, Валентина Горлова и Вадима Зеликовского - Петровым и Васечкиным - юные зрители познакомились давно, в одном из выпусков киножурнала "Ералаш". Затем были мультфильм "Переменка" и, наконец, музыкальный телефильм "Приключения Петрова и Васечкина".

Главный приз кинофестиваля в Киеве "Молодость-83", награды за исполнение детских ролей на международных фестивалях, симпатии зрителей побудили создателей картины продолжить работу.

Спустя год появились "Каникулы Петрова и Васечкина", которые были встречены не менее радушно. Фонограммы были сделаны с ансамблем "Мелодия" под управлением Б. Фрумкина (I часть) и "Фестиваль" под управлением О. Шеременко (II и III части). Почти пять лет отделяют фильм от грамзаписи. За это время "Приключения" не только не состарились, а наоборот, стали еще более популярны, так как неоднократно появлялись на телеэкране. В записи же они приобрели много новых оттенков, неожиданных нюансов благодаря замечательному ведущему и исполнителю нескольких ролей Сергею Юрскому, чей образ Викниксора из "Республики ШКИД" памятен до сих пор.

Такой успех, выпавший на долю произведения для детей, не совсем типичен. В отличие от безвозрастных творений, интересных и дедушкам, и внукам, или примитивных творений для совсем маленьких, "Приключения Петрова и Васечкина" имеют точный адрес: для среднего школьного возраста, того периода, когда происходит формирование личности, становление характера. Именно в этом возрасте особенно важны музыкальное, эстетическое воспитание, способствующее всестороннему раскрытию возможностей у подрастающего поколения.

В аннотациях к пластинкам не совсем точно указан жанр "Приключений". В одном случае они названы "мюзиклом", в другом - "рок-оперой". Объединяя, несомненно, черты и первого, и второго, "Приключения" все же отличаются от сценических (или экранных) музыкально-драматических жанров, в которых главным является конечный результат, художественная ценность самих произведений "Приключений" интересны прежде всего тем, что представляют собой как бы школьный театр, в котором урок заменяют репетиции, а учителя - режиссер и профессиональные актеры, вовлекающие учеников в активное сотворчество. Здесь на первый план выступает не эстетическая ценность самого произведения, а самоценность художественной деятельности школьников, степень участия их в творческом процессе.

Не случаен, наверное, эпизод в "Петрове и Васечкине", когда герои на просмотре любимой картины "Белое солнце пустыни" неожиданно из зрителей превращаются в участников и помогают красноармейцу Сухову отразить нападение бандитов. Ан. Кузнецову, исполнителю роли Сухова, через двенадцать лет после триумфальной премьеры "Белого солнца" пришлось еще раз пережить на экране те напряженные минуты, но уже вместе с героями Петровым и Васечкиным, которым он и подыгрывал и которых вовлекал в действие, заставлял играть вместе с собой.

Многие сюжеты, истории, составившие "Приключения", взяты из классики, архетипичные образы варьируются на разные лады. Первая новелла - "Укрощение строптивой", - в которой Петров пытается играть роль Петруччо, укрощая Катрин - Машу Старцеву. Он выпивает ее молоко в буфете, поглощает пирожки, подкладывает ей кнопки на парту и сам же попадается на свои уловки. Вторая серия "Приключений" называется "К нам едет хулиган" и представляет собой импровизацию на темы гоголевского "Ревизора". В пионерский лагерь с его размеренной, уложенной в строгие графики жизнью приходит известие, что к ним едет хулиган, состоящий на учете в милиции. Это нарушает привычное течение событий, за хулигана принимается, конечно, не тот, жертвами недоразумения становятся все те же Петров и Васечкин. Заключительная часть трилогии - "Рыцарь" - это парафраз "Дон-Кихота". В образах Сервантесовских героев приходится побывать нашим неунывающим друзьям.

Кажется вполне закономерным, что в разных городах открылись клубы, названные именами персонажей "Приключений", а дети сами придумывают продолжение историй и разыгрывают эти самодельные пьесы, в которых для всех есть роли по силам, и где нет недостатках в любимых героях, заимствованных из популярных фильмов, спектаклей, книжек.

По жанру "Приключения" ближе всего не к традиционным театральным спектаклям, а "Шульверку" Карла Орфа, немецкого композитора, чья музыкально-педагогическая система основана на триединстве музыки, движения и речи в процессе воспитания личности. Важно, что пьесы "Шульверки" рассчитаны не на особо одаренных детей, а на всех школьников. Сам Орф в несколько томов "Шульверка" включил многонациональный фольклор наряду с загадками, считалками, сказками, а также произведения Софокла, Гете, Шекспира как лучшие образцы народной поэзии. По мнению немецкого композитора, детство обращается к старейшим языковым и музыкальным формам, которые духовно соответствуют ранним ступеням развития сознания. Несложные ритмические и мелодические музыкальные инструменты зовут к танцу, танец рождает музыку. Импровизированное музицирование формирует "танцующий хор", исполняющий драматизированные стихотворения и сценки. Все вместе это дает возможность развивать способности, заложенные в каждой личности.

"Приключения Петрова и Васечкина" начинаются с характерного пролога - приглашения к песням, танцам, играм. Перепалка между школьниками - о чем они должны петь, имеют ли они свое лицо и почему у них нет своего репертуара, - заканчивается веселой песней "Все хочется самим узнать…", которая втягивает всех зрителей в игру-представление, фактически не ограниченную рамками звучания пластинок, ее можно продолжить дома, в школе, на улице. В создании праздничной, игривой и драматичной одновременно атмосферы большое значение имеет музыка, которая очень точно и конкретно вписывается в действие, нигде и ни разу не отступает от главной задачи- вовлечения всех участников в музыкальную импровизацию.

Для московского композитора Татьяны Островской это первая крупная работа в кино и в грамзаписи, но она далеко не новичок в детском жанре. У нее много произведений для детей, вошедших в разные нотные сборники, немало песен, прозвучавших на радио, телевидении в программах для юных слушателей и зрителей, мультипликационных фильмах. Окончив институт им. Гнесиных по классу фортепиано в 1974 году, а в 1976 - как композитор, Островская преподавала в училище им. Ипполитова-Иванова и одновременно писала музыку. Вот уже несколько лет она занимается только сочинением музыкальных произведений малых и больших форм. После "Приключений" у нее сразу появилось много предложений писать музыку для музыкально-драматических представлений, спектаклей, фильмов. И это естественно. В музыкальном решении детских произведений Островская полностью исключает принцип "маленькое искусство" для маленьких, какой бы то ни было примитив. Вне контекста сюжета, общего действия ее песни вполне могли бы вписаться в любую эстрадную программу или драматический спектакль, настолько современно ее тембро-динамическое мышление.

В "Приключениях" трудно найти две похожие песни, использующие один и тот же ритмический или мелодический рисунок, традиционную аранжировку или банальные интонации. Диапазон ее творческих возможностей очень широк, к тому же ей удается подчинить свою фантазию авторскому замыслу.

Песни Островской, звучащие в "Приключениях" - "Сказки", "О кино", "Приключения", "Скоморохи", "Зеленая лошадь", "Про шмеля" и другие - включают элементы и рок-н-ролла, и диско-музыки, есть среди них и написанные по канонам профессионального композиторского творчества. Нет противопоставления одних стилей другим, противоречия разных оркестров - электромузыкальных инструментов и, например, духового, которые естественно звучат вместе. И, казалось бы, совсем не "детская" песня "Ваше благородие, госпожа удача" из "Белого солнца" свободно уживается со "школьной" тематикой, ироничными и шуточными песнями, исполняемыми самими ребятами - Костей Гавриловым, Алешей Новиковым, Леной Делибаш и другими. Благодаря музыке, ее свободной стихии удалось быть столь убедительными и главным героям - Феде Стукову (Петрову), Славе Галиуллину (Васечкин), Нине Гомиашвили (Маша).
Статья и фотография предоставлены Татьяной Островской.
Э. Стасов
© Мелодия, 1988


Вы можете поделиться этой страницей!
Просто выделите фрагмент текста или нажмите на кнопку:
Петров, Васечкин и другие:  Т. Островская: И снова Петров и Васечкин